Образец письма что не является плательщиком ндс - Деловая переписка - Примеры заявлений и ходатайств - ИСК в СУД
Суббота, 10.12.2016, 21:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 333
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

Примеры заявлений и ходатайств

Главная » Статьи » Деловая переписка

Образец письма что не является плательщиком ндс

Главная Обзоры законодательства Добровольная регистрация плательщиком ндс

27 мая 2015 года

В советские времена рекомендацию гаранта заменяла выданная характеристика. Найдите шаблон, который сбережет время изготовления достойного документа Обычно. Вся новость

Правительство усовершенствовал некоторые нормы налоговой системы7 апреля после заседания Кабинета Министров Украины Министр финансов Александр Шлапак. Вся новость

Внесены изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, согласно которым субъекты хозяйствования, которые являются участниками хозяйственного процесса, могут быть освобождены. Вся новость

Добровольная регистрация плательщиком ндс

Добровольная регистрация плательщиком НДС

Добровольная регистрация плательщиком НДС

Согласно ст. 181 Налогового кодекса Украины процедура обязательной регистрации плательщика налога на добавленную стоимость возникает в случае, если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров / услуг, подлежащих налогообложению, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная ) налогоплательщику в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 300000 гривен (без учета налога на добавленную стоимость). Согласно п. 5.2. Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного Приказом Государственной налоговой администрации (ГНА) № 978 от 22.12.2010, любое лицо, которое подлежит обязательной регистрации как плательщик НДС, считается плательщиком НДС с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором достигнут вышеуказанного объема налогооблагаемых операций, без права на отнесение сумм налога на добавленную стоимость в налоговый кредит и получение бюджетного возмещения до момента регистрации плательщиком НДС.

Регистрационное заявление плательщика НДС, согласно пп. а) п.7 указанного Положения должно быть подано лицами, подлежат обязательной регистрации не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций. При этом, согласно разъяснительное письмо ГНА № 4021/7/16-1417 от 14.02.2011 г. заключения гражданско-правовых соглашений (договоров) на поставку товаров / услуг в сумме, превышающей 300 тыс. грн. Или наличие намерен в лица осуществлять деятельность, по результатам которой будет превышен указанный объем, не является основанием для обязательной регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость.

В противном случае возможна добровольная процедура (ст. 182 НКУ). Однако условием для добровольной регистрации плательщика НДС объемы поставки товаров / услуг другим налогоплательщикам за последние 12 календарных месяцев, совокупно составляют не менее 50 процентов общего объема поставок. При снижении объемов таких поставок в пользу других налогоплательщиков свидетельство аннулируется (согласно пп. А) п. 184.1. ст.

184 НКУ).

За разъяснениями, предоставленными письмом ГНА № 4021/7/16-1417 от 14.02.2011 г. начиная с 1 января 2011 года лицо, объем поставок товаров / услуг которого не превышает 300 тыс. грн. Может зарегистрироваться как плательщик налога на добавленную стоимость по добровольному решению в случае, если одновременно:

- зарегистрировано субъектом хозяйствования не менее 12 месяцев

- за последние 12 календарных месяцев объем поставок товаров / услуг другим плательщикам налога на добавленную стоимость совокупно составляет 50 и более процентов общего объема поставок. При этом, если, например, лицо подало регистрационное заявление плательщика НДС в январе 2011 года, то расчет соответствующих объемов поставки товаров / услуг другим плательщикам налога на добавленную стоимость осуществляется за предыдущие 12 календарных месяцев, т.е. с января 2010 по декабрь 2010 года. В случае регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость по добровольному решению орган государственной налоговой службы обращается к такого лица с предложением предоставить расшифровку объемов поставок, в том числе поставка плательщикам налога на добавленную стоимость за последние 12 календарных месяцев (в разрезе месяцев) с целью определения обоснованности регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществление последующего мониторинга наступления оснований для аннулирования такой регистрации.

Таким образом, при превышении суммы в 300000 гривен предприятие подпадает под статус обязательного плательщика НДС. Есть регистрационное заявление плательщика НДС должна быть подана юридическим лицом, подлежит обязательной регистрации, не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций. С целью получения сведений, касающихся финансово-хозяйственной деятельности лица, налоговый орган может обратиться к такому лицу с письменным запросом о предоставлении информации и копий необходимых документов в соответствии с положениями НКУ (пп.

20.1.6 пункта 20.1 статьи 20 раздела I и пп. 73.3 ст. 73 раздела II),

Орган государственной налоговой службы при рассмотрении заявления и принятии решения о регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость с целью подтверждения сведений, указанных в Заявлении, также обращает внимание на показатели налоговой отчетности и расчетов по другим налогам, которые подавались таким лицом.

Что касается единщиков 6% + НДС

Как разъясняет ГНАУ в своем письме от N 4021/7/16-1417 от 14.02.2011 г. в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 подраздела 8 раздела XX Кодекса плательщики единого налога не являются плательщиками, в частности, налога на добавленную стоимость по операциям по поставке товаров и услуг, место предоставления которых находится на таможенной территории Украины, за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого юридическими лицами, которые выбрали ставку налогообложения 6 процентов. То есть, юридические лица, которые избрали упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 6 процентов, обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость. Согласно пункту 6 раздела III Положения в случае перехода на упрощенную систему налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость юридическое лицо регистрируется в качестве плательщика налога на добавленную стоимость на общих основаниях.

Итак, если лицо, подавшее заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения учета и отчетности по ставке единого налога 6 процентов, не отвечает требованиям, определенным статьей 180, пунктом 181.1 статьи 181, пунктом 182.1 статьи 182 и пунктом 183.7 статьи 183 раздела V НКУ, то такое лицо не может быть зарегистрировано как плательщик налога на добавленную стоимость и, соответственно, не может быть переведена на упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 6 процентов.

Таким образом, юридическое лицо, которое избрало упрощенную систему налогообложения в первые месяцы после регистрации может уплачивать единый налог по ставке 10% или перейти на общую систему налогообложения.

27 мая 2015 года

Популярные образцы и шаблоны документов

Регистрация плательщиком НДС:

одним — можно, другим — нужно

Галина ТИМОШИНА, консультант по вопросам налогообложения

Нина АНДРЕЕВА, бухгалтер-эксперт

Закон № 2505 1 внес так много изменений в Закон об НДС 2. что «разгребать завалы» придется не один месяц. Одно из таких изменений касается основы — определения плательщиков НДС.

Кто является плательщиком НДС

Чтобы определить, кто является плательщиком НДС, необходимо выяснить, кто согласно терминам Закона об НДС считается лицом . Этот вывод следует из формулировок п.9.3 и п.9.4 ст.9 этого Закона, в которых определены лица . которые в соответствии с указанными подпунктами обязаны или могут быть зарегистрированы в качестве плательщиков НДС .

Согласно п.1.2 ст.1 Закона об НДС лицом (независимо от того, является оно резидентом или нет), как и ранее, считается:

субъект предпринимательской деятельности . в том числе предприятие с иностранными инвестициями

другое юридическое лицо . которое не является субъектом предпринимательской деятельности

физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин и лицо без гражданства), которое осуществляет деятельность, отнесенную к предпринимательской в соответствии с законодательством, или ввозит (пересылает) товары на таможенную территорию Украины.

Теперь этот перечень дополнен представительствами нерезидента, не имеющими статуса юридического лица . До сих пор такие представительства не являлись ни лицом, ни, следовательно, плательщиком НДС в понимании Закона, поскольку не соответствовали ни одному из приведенных в Законе признаков. В то же время ГНАУ допускала добровольную (вернее — добровольно-принудительную) регистрацию таких представительств в качестве плательщиков НДС (тем более что такую регистрацию требовало и Положение № 79 3 ).

В перечень лиц, установленный п.1.2 ст.1 Закона об НДС . добавлено также отдельное виртуальное лицо . «сложенное» из двух и более лиц, которые осуществляют совместную деятельность без создания юридического лица . До сих пор согласно ст.16 Указа № 857 4 лицом, ответственным за удержание и внесение НДС в бюджет при выполнении договоров совместной деятельности, считалось лицо, которое вело учет результатов такой деятельности.

Вообще же в соответствии с требованиями Закона об НДС можно выделить три категории лиц, которые должны (могут) быть плательщиками этого налога:

– лица, подлежащие обязательной регистрации

«добровольцы»

импортеры.

Лица, подлежащие обязательной регистрации

Начнем с тех, кто обязан зарегистрироваться в качестве плательщика НДС.

1. Это лица, у которых общая сумма от осуществления операций по поставке товаров (услуг), подлежащих налогообложению, в течение последних двенадцати календарных месяцев превышает 300 тыс. грн. (без учета НДС) независимо от того, какой режим налогообложения использует такое лицо (пп.2.3.1 ст.2 Закона об НДС ).

В связи с этой нормой, во-первых . обратим внимание на то, что почти в пять раз ( с 61,2 до 300 тыс. грн. ) повысился порог регистрации — размер предельного объема операций, после достижения которого в обязательном порядке следует зарегистрироваться плательщиком НДС. Теперь установлено, что такой объем должен определяться в течение последних двенадцати календарных месяцев, а не за какой-либо период из последних двенадцати месяцев (как ранее).

Кто от этого выиграл, а кто проиграл? Выиграли прежде всего те, кто хотел бы сняться с регистрации в качестве плательщиков НДС, но существовавший порог регистрации не позволял им сделать этого ранее (по поводу снятия с регистрации — см. далее). Проиграли же в первую очередь СПД — физические лица. которые уплачивают фиксированный или единый налог либо осуществляют торговлю на условиях уплаты рыночного сбора. Теперь они (после достижения указанного порога) должны становиться плательщиками НДС, а значит, уплачивать еще один налог, вести дополнительный учет и представлять дополнительную отчетность. После достижения порога регистрации (300 тыс. грн.) плательщиками НДС должны становиться и юридические лица. которые применяют упрощенную систему налогообложения с использованием ставки единого налога 10%.

И хотя БУХГАЛТЕРИЯ 5 писала о возможности иного толкования этой нормы Закона об НДС . ГНАУ «выкрутилась» следующим образом. Юридическим лицам — плательщикам единого налога по ставке 10% она настоятельно порекомендовала не позднее 20 апреля 2005 года подать заявления о регистрации в качестве плательщиков НДС6. Юридическим лицам «разрешили» одновременно подать заявление о переходе на уплату единого налога по ставке 6% или на общую систему налогообложения.

Во-вторых . следует обратить внимание, что теперь ясно указано: для определения порога обязательной регистрации учитываются только операции по поставке, подлежащие налогообложению согласно Закону об НДС (то есть облагаемые по ставке 20% или 0%). Ранее по данному вопросу позиция ГНАУ была неоднозначной. Для определения «старого» предела в общем объеме операций налогоплательщикам предлагалось учитывать и операции, льготируемые по НДС, что не поддавалось никакой логике: существовавшее в предыдущей редакции выражение, используемое для описания «старого» предела («налогооблагаемых операций»), вроде бы говорило само за себя.

В-третьих . порог регистрации определяется как по оплаченным операциям, так и по тем, оплата по которым еще не поступила (по правилу «первого события»). В самом Законе определено, что такой предел должен рассчитываться исходя из начисленной (уплаченной, предоставленной) суммы от осуществления операций по поставке. Да и кассовый метод налогового учета разрешен только плательщикам, не достигшим порога регистрации (пп.7.3.9 ст.7 Закона об НДС ).

В-четвертых . для расчета порога регистрации общая сумма от осуществления операций учитывается без НДС (что определено в самом пп.2.3.1 ст.2 Закона об НДС ). Это требование ущемляет права неплательщиков НДС, поскольку предполагает необходимость учета всего объема поставок у неплательщиков НДС (без уменьшения на сумму НДС из-за неначисления этого налога его неплательщиками).

2. Обязательной регистрации в качестве плательщиков НДС подлежат также «особые» лица:

– лица, которые поставляют товары (услуги) на таможенной территории Украины с использованием глобальной или локальных компьютерных сетей (пп.2.3.3 ст.2 Закона об НДС ). При этом установлено, что нерезидент может осуществлять такую деятельность только через свое постоянное представительство, зарегистрированное на территории Украины, которое обязано зарегистрироваться плательщиком НДС. И хотя прямо не определено, что регистрация таких лиц должна происходить независимо от достигнутых объемов операций по поставке товаров (услуг), это следует из общей структуры пункта, посвященного обязательной регистрации. В то же время никаких уточнений относительно того, что такое лицо может применять любую систему налогообложения, нет, что позволяет сделать оптимистичные выводы

– лица, уполномоченные вносить консолидированный налог с объектов налогообложения, возникающих вследствие поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта и связи . находящимися в их подчинении (пп.2.3.2 ст.2 Закона об НДС ). При этом определено, что порядок (видимо, как и ранее — порядок определения лица, уполномоченного перечислять в бюджет налог) должен установить КМУ, однако уже не только для предприятий железнодорожного транспорта, но и для предприятий связи

– лица, которые реализуют конфискованное имущество (пп.2.3.4 ст.2 Закона об НДС). Здесь как раз подчеркнуто, что такие лица подлежат обязательной регистрации в качестве плательщиков НДС независимо от достижения ими порога обязательной регистрации или от используемого режима налогообложения .

Из перечня лиц, которые ранее обязательно должны были зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС, исключены лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по торговле за наличные денежные средства, независимо от объемов поставки, а также лица . которые предоставляют услуги, связанные с транзитом пассажиров и грузов через таможенную территорию Украины. Теперь они становятся (или не становятся) плательщиками НДС на общих основаниях .

Импортеры

В соответствии с п.2.4 ст.2 Закона об НДС плательщиком налога является любое лицо, которое импортирует товары (сопутствующие услуги) на таможенную территорию Украины, независимо от того, какой режим налогообложения оно использует согласно законодательству.

Интересно, что из перечня плательщиков налога — импортеров исключены лица, которые получают от нерезидента работы (услуги) для их использования или потребления на таможенной территории Украины. Но это не означает, что импортер работ (услуг) уплачивать НДС не будет. Теперь такой импортер будет уплачивать или не уплачивать «импортный» НДС в зависимости от места поставки услуг (п.6.5 ст.6 Закона об НДС ). Если такие услуги будут предоставлять нерезиденты без участия представительства за пределами таможенной территории Украины, они не будут облагаться налогом. Если нерезидент будет предоставлять услуги на территории Украины (при отсутствии собственного представительства в Украине или резидента-агента), то роль налогового агента 7 будет выполнять покупатель, и такие услуги будут облагаться налогом на общих основаниях.

На общих основаниях будут уплачивать «импортный» НДС и налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения. ГНАУ обязывала их делать это и раньше. Теперь же такое требование предусмотрено в Законе.

Кроме того, для импортеров — юридических лиц не установлены какие-либо стоимостные границы для освобождения от уплаты НДС. Не понятно, как следует поступать импортерам, ввозящим товары (кроме подакцизных) стоимостью менее 100 долларов США, ведь при таком ввозе ГТД заполнять не следует (см. письмо Гостаможслужбы Украины

от 20.01.2004 г. № 11/4-15-525-ЕП).

Необходимость уплаты «импортного» НДС не распространяется только на физических лиц . не зарегистрированных плательщиками НДС, которые ввозят (пересылают) товары (кроме транспортных средств и запчастей) в сопроводительном багаже или получают их как почтовое отправление в пределах неторгового оборота в объемах, не подлежащих налогообложению. Если объемы ввоза физическими лицами товаров (предметов) на таможенную территорию Украины превышают неторговый оборот, то НДС уплачивается во время пересечения такими товарами (предметами) таможенной границы Украины без регистрации таких лиц плательщиками НДС.

«Добровольцы»

В соответствии с п.2.2 ст.2 Закона об НДС в качестве плательщика НДС может быть зарегистрировано любое лицо по его добровольному решению.

Это означает, что «добровольцами» могут быть лица, имеющие право согласно законодательству не регистрироваться плательщиками НДС (например, сумма поставок в течение последних 12 календарных месяцев не превысила 300 тыс. грн.), но принявшие решение о добровольной регистрации. Если порог регистрации будет превышен, доброволец становится лицом, подлежащим обязательной регистрации. Заметим, что так было и раньше, только порог был другим (61,2 тыс. грн.).

Кроме того, установлено, что в добровольном порядке не могут быть зарегистрированы физические лица, которые избрали уплату фиксированного или единого налога по упрощенной системе налогообложения или осуществляют торговлю на условиях уплаты рыночного сбора (хотя раньше такое право они имели). В то же время при превышении ими пределов регистрации они подлежат обязательной регистрации . Нонсенс!

Сроки регистрации

Сроки подачи заявления на регистрацию регулируются п.9.4 и п.9.6 ст.9 Закона об НДС . В зависимости от причин, которые побуждают лицо регистрироваться плательщиком НДС, установлены разные сроки.

Сроки направления заявлений для обязательной регистрации следующие:

– лицо, у которого объем налогооблагаемых операций по поставке в течение последних 12 календарных месяцев совокупно превышает 300 тыс. грн. . обязано подать заявление о регистрации налоговому органу по местонахождению (месту жительства) не позднее двадцатого календарного дня с момента достижения указанной суммы. Из этого требования следует, что плательщики единого налога по ставке 10% и СПД — физические лица должны были подать заявление не позднее 20 апреля 8

– если у лица объем налогооблагаемых операций в течение отчетного налогового периода составляет от 300 тыс. грн. до 600 тыс. грн. . то Закон об НДС обязывает направить налоговому органу заявление в течение 20 календарных дней, следующих за таким отчетным налоговым периодом . Следует обратить внимание читателей на словосочетание «отчетный период» — по Закону (в зависимости от суммы налогооблагаемых операций) отчетным периодом может быть как месяц, так и квартал. Заметим также, что здесь, как и в других случаях, упомянуты не только операции по поставке, а налогооблагаемые операции вообще (и импорт?)

– если лицо заключает одну или более гражданско-правовых сделок, в результате выполнения которых планируется осуществление налогооблагаемых операций, объем которых будет превышать в течение отчетного налогового периода сумму 600 тыс. грн. . такое лицо обязано зарегистрироваться плательщиком налога до конца такого отчетного периода 9. Как видим, впервые предусмотрена регистрация на основании не отчетных результатов, а запланированных. Так законодатели, видимо, решили бороться с «оптимизаторами», которые «прокручивали» большие суммы в течение месяца, а затем сворачивали деятельность

«особые» лица и импортеры заявление о регистрации направляют в налоговый орган не позднее чем за 20 календарных дней до начала осуществления таких операций.

В случае добровольной регистрации лица плательщиком НДС заявление о регистрации подается в налоговый орган не позднее 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого такие лица будут считаться плательщиками НДС.

Форма регистрационного заявления плательщика НДС (форма № 1-Р) пока установлена приложением 1 к Положению № 79 . Заявление о регистрации направляется в адрес налогового органа с уведомлением о вручении или вручается лично представителем такого лица должностному лицу налогового органа. Налоговый орган обязан выдать заявителю (отправить по почте) свидетельство о регистрации такого лица (форма № 2-Р, приложение 2 к Положению) в течение 10 дней 10 со дня получения регистрационного заявления и включить зарегистрированное лицо в Реестр плательщиков НДС.

Аннулирование регистрации

Регистрация действует до дня ее аннулирования, которое происходит в случаях, указанных в п.9.8 ст.9 Закона об НДС .

Сняться с регистрации по собственной инициативе может плательщик налога, который в обязательном порядке был зарегистрирован не менее 24 месяцев и у которого за последние 12 текущих календарных месяцев объемы налогооблагаемых операций составляли менее 300 тыс. грн. Однако эта норма «заработает» не скоро. В соответствии с Переходными положениями (п.13 раздела 2 Закона № 2505), плательщики, которые подлежат снятию с учета как не достигшие порога регистрации, смогут сняться с учета не ранее 1 января 2006 года (сумма 300 тыс. грн. принятая в качестве порога регистрации, может применяться именно с этой даты). Аннулирование регистрации на этом основании осуществляется по заявлению плательщика об исключении из Реестра в те же сроки, которые применяются при включении в

Реестр.

По инициативе соответствующего налогового органа или самого налогоплательщика аннулирование регистрации также осуществляется, если:

– плательщик налога ликвидируется, независимо от причин, по которым осуществляется ликвидация (банкротство, ликвидация по собственному желанию или по решению суда)

– плательщик регистрируется в качестве плательщика единого налога по ставке 10% (касается тех плательщиков, которые были зарегистрированы добровольно, но объем налогооблагаемых операций у которых за последние 12 месяцев составил менее 300 тыс. грн.) или становится субъектом других упрощенных систем налогообложения, которые определяют особый порядок начисления или уплаты НДС, отличный от установленного этим Законом

– плательщик избирает специальный режим налогообложения по ставкам, отличным от указанных в ст.6 и ст.8-1 Закона об НДС

– плательщик не представляет в налоговый орган декларацию в течение 12 месяцев или представляемая декларация свидетельствует об отсутствии налогооблагаемых операций по поставке.

Если аннулирование регистрации осуществляется по решению самого плательщика, он обязан вместе с заявлением вернуть в налоговую и свидетельство о регистрации плательщика НДС, если же по инициативе налогового органа, такое свидетельство возвращается плательщиком в течение 20 календарных дней со дня принятия решения об аннулировании. В данном случае задержка возврата свидетельства приравнивается к задержке в представлении налоговой отчетности по НДС.

Непонятным остается «пассаж», содержащийся в абзацах втором и третьем п.13 раздела 2 Закона № 2505 . В абзаце втором указано, что лица, которые не подпадают под определение плательщиков налога по ст.2 Закона об НДС . но были зарегистрированы ими до вступления в силу Закона № 2505 . вместе с представлением налоговой декларации за последний налоговый период (за I квартал или за март 2005 года) имели право сообщить налоговому органу об отказе от такой регистрации. Если такое сообщение налоговикам не поступило, такие плательщики должны считаться добровольно зарегистрированными (исключение составляют только физические лица, которые избрали упрощенную систему налогообложения или осуществляют торговлю на условиях уплаты рыночного сбора, так как таким лицам не разрешено быть «добровольцами» вообще). В абзаце третьем определено, что сумма 300 тыс. грн. для целей снятия с регистрации может применяться только с 1 января 2006 года. И если второй абзац рассматривать в «связке» с третьим, можно сделать вывод, что сняться с регистрации (кроме физических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, и плательщиков рыночного сбора) можно только в 2006 году. Если второй и третий абзацы рассматривать как самостоятельные нормы, то выходит, что отказ от регистрации по ст.13 Закона № 2505 был возможен уже в апреле 2005 года, а снятие с регистрации согласно пп.«а» п.9.8 ст.9 Закона об НДС — в 2006 году.

Ну а для того, чтобы «очистить» ряды плательщиков НДС от тех, кто не соответствует критериям таких плательщиков, в двухмесячный срок после вступления Закона № 2505 в силу налоговая обязана провести инвентаризацию.

Обратим также внимание налогоплательщиков, что аннулирование регистрации плательщика НДС без налоговых последствий не пройдет. Эти последствия специально описаны в п.9.8 ст.9 Закона об НДС.

Штрафные санкции за нерегистрацию

До 31 марта 2005 года штрафные санкции за несвоевременную регистрацию налогоплательщиков, которые обязаны зарегистрироваться, применялись в соответствии с Указом № 857 . Но Закон № 2505 этот Указ отменил, а в новой редакции Закона об НДС законодатели явно что-то напутали. Общая норма о наказании за нерегистрацию в качестве плательщиков НДС, содержащаяся в п.10.2 ст.10, применима только для «добровольцев»! «Свое» наказание есть только в случае несвоевременного направления заявления на регистрацию лицами, которые заключают договоры на суммы более 600 тыс. грн. в отчетном периоде (п.9.4 ст.9 Закона об НДС ). Установлено, что если такое лицо не направляет заявление о регистрации, оно несет ответственность за неначисление или неуплату НДС на уровне зарегистрированного плательщика НДС без права начисления налогового кредита и получения бюджетного возмещения.

1 Закон Украины от 31.03.2005 г. № 2505 «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» (прим. ред.).

2 Закон Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость», с изменениями и дополнениями (прим. ред.).

3 Положение о Реестре плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79, с изменениями и дополнениями (прим. ред.).

4 Указ Президента Украины от 07.08.98 г. № 857 «О некоторых изменениях в налогообложении», с изменениями и дополнениями (прим. ред.).

5 Бухгалтерия — 2005. — № 17. — С.7-8 (прим. ред.).

6 См. письмо ГНАУ от 15.04.2005 г. № 7325/7/15-1217 // Бухгалтерия. — 2005. — № 17. — С.9 (прим. ред.).

7 Новое понятие в НДС-законодательстве (прим. авт.).

8 Относительно «нештрафования» плательщиков единого налога, которые не успели подать заявление на регистрацию, см. телеграмму ГНАУ от 19.04.2005 г. № 7538/7/15-2417 // Бухгалтерия. — 2005. — № 17. — С.6 (прим. авт.).

9 Здесь указано не о необходимости направить заявление . а о необходимости уже зарегистрироваться, хотя ниже, при описании ответствености, речь идет именно о направлении заявления (прим. авт.).

10 Не сказано, каких: календарных или рабочих (прим. авт.).

НДС-регистрация: некоторые подробности

В марте прошлого года в Закон о НДС были внесены изменения, существенно изменившие некоторые вопросы регистрации СПД плательщиками НДС. В частности, в новой редакции была изложена ст. 9 Закона, ввиду чего нормы Положения о Реестре плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. №79. приведены в соответствие с Законом о НДС и теперь оно называется Положением о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость (далее — Положение №79). Учитывая такую ситуацию, многих СПД до сих пор волнуют вопросы о их регистрации в качестве плательщиков НДС. На большинство вопросов мы решили ответить в данной статье.

Кто регистрируется плательщиком НДС?

Cогласно ст. 2 Закона о НДС, плательщиком НДС является любой СПД, который:

а) осуществляет или планирует осуществлять хозяйственную деятельность и регистрируется добровольно в качестве плательщика НДС

б) подлежит обязательной регистрации в качестве плательщика этого налога

в) импортирует товары (сопутствующие услуги).

Подача заявления для регистрации

СПД, решившие зарегистрироваться плательщиками НДС (или их обязывают нормативные документы) прежде всего должны помнить следующее: для регистрации плательщиком НДС необходимо стоять на учете в органах ГНС (для юридических лиц по их местонахождению (юридическому адресу), для физических — по месту жительства).

Для регистрации плательщиком НДС СПД необходимо подать заявление установленной формы. К заявлению обязательно прилагается оригинал платежного документа об уплате установленной суммы за бланк свидетельства плательщика НДС (на сегодня — 17 грн). При отсутствии такого платежного документа заявление к рассмотрению не принимается и в течение 10 календарных дней со дня его поступления возвращается заявителю.

Все разделы заявления (кроме заполняемых сотрудниками ГНС) заполняются заявителем. Все данные в заявлении должны соответствовать сведениям Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей. Учитывая таку особенность, в некоторых случаях для подтверждения достоверности данных, указанных в заявлении, сотрудники ГНС требуют приложить копию о госрегистрации или оригинал (либо копию) выписки из Единого государственного реестра.

Если выручка «единщика» превысила 300 тыс. грн

У многих СПД возникают вопросы относительно регистрации их плательщиками НДС в случае, если они превысили 300 тыс. грн, но при этом находятся на упрощенной системе налогообложения.

По данному вопросу ГНАУ уже высказала свое мнение, с которым мы полностью согласны, и поэтому просто процитируем ее письмо от 20.03.2006 г. №5173/7/16-1417.

В самом Законе о НДС ничего не сказано о дате регистрации плательщиком НДС лица, изъявившего желание уплачивать единый налог по ставке 6%. По нашему мнению, такое лицо должно зарегистрироваться плательщиком НДС в момент избрания системы налогообложения и ставки, т.е. в момент подачи заявления на уплату единого налога по ставке 6% СПД должен параллельно подать и заявление на регистрацию плательщика НДС. Это связано с тем, что в Указе №727 точно указано, что такие лица являются плательщиками НДС.

Перерегистрация плательщиков НДС

Перерегистрация СПД — плательщика НДС производится в следующих случаях:

1) изменение наименования самого СПД, а для физлиц — фамилии, имени, отчества

2) изменение местонахождения (местожительства), если такое изменение не влечет за собой снятие с учета в одной ГНС и постановку на учет в другой ГНС

3) если свидетельство плательщика НДС испорчено или изношено (в этом случае в заявлении следует указать: «Перерегистрация в связи с износом свидетельства плательщика НДС»)

4) если свидетельство плательщика НДС утеряно (в этом случае в заявлении следует указать: «Перерегистрация в связи с утерей свидетельства плательщика НДС»).

При осуществлении перерегистрации также подается заявление ф.№1-ПДВ.

Обращаем внимание, что в некоторых случаях перерегистрация не является обязательной.

Чтобы заменить свидетельство плательщика НДС, необходимо в 10-дневный срок после возникновения соответствующих причин подать в ГНС следующие документы:

— регистрационное заявление с отметкой в поле «Перереєстрація»

— старое свидетельство плательщика НДС (и все его заверенные копии)

— оригинал платежного документа об уплате суммы за новый бланк свидетельства

— в случае потери бланка подается еще и объяснительная записка по данному факту.

После рассмотрения заявления СПД будет выдано новое свидетельство плательщика НДС с новым номером (сама процедура выдачи такая же, как и при регистрации).

Изменение местонахождения (местожительства)

Положением №79 предусмотрено, что в 20-дневный срок после постановки плательщика на учет в ГНС по новому местонахождению (местожительству) ему необходимо внести соответствующие изменения в свидетельство плательщика НДС. Для этого СПД должен представить регистрационное заявление с отметкой в поле «Зміна місцезнаходження», старое свидетельство плательщика НДС и все его заверенные копии. Новое свидетельство выдается в том же порядке, что и при регистрации. Дата регистрации СПД в качестве плательщика НДС не изменяется, а датой выдачи нового свидетельства и аннулирования старого считается дата внесения в Реестр соответствующих изменений.

Все было бы просто, если бы не ст. 48 Закона Украины от 20.12.2005 г. №3235-IV «О Государ­ственном бюджете Украины на 2006 год», которой определено, что при изменении юридического адреса СПД уплата установленных законодательством налогов и сборов осуществляется по месту предыдущей регистрации до конца бюджетного года.

Но и в этом случае Положением №79 предусмотрен выход (п. 23.5 Положения №79). Так, для СПД возможны два варианта:

Вариант 1. Поскольку СПД даже при смене местонахождения (местожительства) обязан до конца года уплачивать налоги по старому месту регистрации, то он может до этого срока не вносить изменения в свидетельство плательщика НДС (не проходить перерегистрацию), а в период с 01.01.2007 г. по 20.01.2007 г. по новому месту регистрации подать соответствующее заявление и все необходимые документы как при обычной перерегистрации, согласно п. 23.4 Положения №79, и получить новое свидетельство плательщика НДС.

Вариант 2. По собственному желанию СПД может внести изменения в свидетельство плательщика НДС еще по старому месту регистрации. В таком случае ему также необходимо пройти всю процедуру перерегистрации. При этом на новом бланке свидетельства плательщика НДС будет указан срок его действия — до 20.01.2007 г. А с 01.01.2007 г. уже по новому месту регистрации СПД необходимо получить еще раз свидетельство плательщика НДС со всеми изменениями, но уже бессрочное.

Свидетельство плательщика НДС

На сегодня Положением №79 предусмотрена новая форма Свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость (ф.№2-ПДВ, далее — свидетельство). В Положении №79 указано, что до возникновения изменений в сведениях о налогоплательщике свидетельство, выданное по ранее действовавшей форме №2-Р, обязательной замене не подлежит 1. Хотя по желанию плательщика НДС и на основании заявления свидетельство по старой форме можно поменять на новое (п. 21.2 Положения №79).

Относительно того, что замена свидетельства не является обязательной до возникновения каких-либо изменений у налогоплательщиков, речь идет и в письме ГНАУ от 10.02.2006 г. №1465/5/29-1016 (см. «ДК» №10/2006).

ГНАУ также сообщила о том, что возможен вариант с исправлением, когда свидетельство выдается на старом бланке. В таком случае работник органа ГНС исправляет слова «возникновение налогового обязательства» на слова «регистрация плательщиком налога на добавленную стоимость» и заверяет такое исправление в соответствии с общепринятыми правилами исправления (письмо от 27.03.2006 г. №5708/7/29-1017, см. «ДК» №20/2006).

Получение свидетельства

Выдача свидетельства плательщика НДС осуществляется работниками ГНС в течение 10 календарных дней с момента получения заявления о регистрации (способ получения предусматривается в самом заявлении). При этом в Положении №79 уточнено, что 10-дневный срок начинается с первого календарного дня, следующего за днем получения заявления налоговой инспекцией. В случае если последний день срока выдачи свидетельства приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, то днем истечения срока считается первый после него рабочий день.

Датой налоговой регистрации является дата включения СПД в Реестр. При регистрации датой выдачи свидетельства плательщика НДС, которая указывается в самом бланке свидетельства, является дата налоговой регистрации, т.е. включения СПД в Реестр (п. 14 Положения №79) 2 .

Если же в течение 10 календарных дней со дня получения налоговым органом заявления СПД по каким-либо причинам не получил свидетельство, то ГНС во второй половине последнего календарного дня 10-дневного срока отправляет такое свидетельство по почте с уведомлением о вручении за счет получателя.

Пример 18.05.2006 г. от предприятия «Альфа» в ГНИ поступило регистрационное заявление по ф. №1-ПДВ. Последний день срока выдачи (отправки по почте) свидетельства плательщику «A» приходится на 28.02.2006 г. (субботу). Однако учитывая то, что этот день приходится на нерабочий, днем истечения срока будет первый после него рабочий день, а именно 29.05.2006 г. (понедельник). ГНИ по результатам рассмотрения регистрационного заявления предприятия «Альфа» приняла решение о регистрации его плательщиком НДС. В Реестр данные о предприятии «Альфа» были включены 29.05.2006 г. Таким образом, дата выдачи свидетельства и дата налоговой регистрации предприятия «Альфа» — 29.05.2006 г. т.е. начиная с этой даты предприятие является полноценным плательщиком НДС и начиная с этой даты оно должно рассчитывать суммы налогового обязательства и налогового кредита по всем осуществляемым операциям.

1 В настоящее время плательщики НДС могут иметь на руках свидетельство по одной из двух ранее утвержденных форм: свидетельство по форме №5-Р, утвержденное приказом ГНАУ от 27.05.97 г. №149, или свидетельство по форме №2-Р, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. №79.

2 См. письмо ГНАУ от 22.02.2006 г. №3295/7/29-1017 («ДК» №15/2006, с. 61) с подробными разъяснениями и примерами относительно даты регистрации плательщиком НДС.

Когда перерегистрация не обязательна*

при изменении наименования или статуса ГНС, ранее выдавшей свидетельство плательщика НДС

при ликвидации или реорганизации ГНС

при изменении формы свидетельства плательщика НДС.

* Никто не запрещает СПД осуществить замену свидетельства плательщика НДС в указанных случаях добровольно.

СПД подлежит обязательной регистрации плательщиком НДС:

если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров (услуг), подлежащих налогообложению согласно этому Закону, начисленная (уплаченная, предоставленная) такому СПД или в счет обязательств третьим лицам, на протяжении последних 12 календарных месяцев в совокупности превышает 300 тыс. грн (без учета НДС)

если поставляются товары (услуги) на таможенной территории Украины с использованием глобальной или локальных компьютерных сетей

если осуществляются операции по реализации конфискованного имущества независимо от того, достигается ли общая сумма операций по поставке товаров (услуг) 300 тыс. грн (без НДС) или нет, а также независимо от того, какой режим налогообложения использует такое лицо согласно законодательству (т.е. это касается и СПД, находящихся на упрощенной системе налогообложения)

если импортируются на таможенную территорию Украины товары для их использования или потребления независимо от режима налого­обложения (т.е. это касается и СПД, находящихся на упрощенной системе налогообложения)

СПД, которые, согласно Указу Президента Украины от 03.07.98 г. №727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (далее — Указ №727), уплачивая единый налог по ставке 10%, нарушили требования, установленные ст. 1 Указа №727. То есть среднеучетная численность работающих превысила 50 человек или объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год превысил 1 млн. грн.

Должны ли «единоналожники» регистрироваться плательщиками НДС

Субъекты упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, в т.ч. и СПД — физические лица. независимо от общей суммы от осуществления ими операций по поставке товаров и услуг, получили право не регистрироваться в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость. за исключением юридических лиц — плательщиков единого налога по ставке 6%.

. Указом №727 установлено, что плательщики единого налога — физические лица освобождаются от уплаты НДС. В то же время Постановлением Кабинета Министров Украины от 16.03.2000 г. №507 «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года №727» субъектам малого предпринимательства — физическим лицам предоставлено право выбора относительно регистрации их плательщиками налога на добавленную стоимость.

То есть плательщик единого налога — физическое лицо самостоятельно определяет целесообразность регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость независимо от вида деятельности и суммы полученной выручки. В случае превышения предельной суммы полученной выручки такие предприниматели должны перейти на общую систему налогообложения с последующей регистрацией плательщиком налога на добавленную стоимость.

Извлечение из письма ГНАУ от 20.03.2006 г. №5173/7/16-1417.

Полный текст см. в «ДК» №20/2006

Людмила ЗГУРСКАЯ, «Дебет-Кредит»

Изменения в порядке регистрации плательщиков НДС

Реализация норм законов № 4834, № 5083 и № 5412 в порядке регистрации плательщиков НДС

Изменения обеспечивают реализацию норм законов № 4834, № 5083 и № 5412, направленных на упрощение процедур регистрации плательщиков НДС, упорядочение регистрации плательщиками НДС пятой и шестой групп субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения, инвесторов (операторов) по соглашениям о распределении продукции и т. п.

Так, приказом № 1144 приведены в соответствие с законами № 4834, № 5083 и № 5412 нормы Положения № 1394 по следующим вопросам.

1. Определение лица для целей раздела V Налог на добавленную стоимость Налогового кодекса (пп. 14.1.139 п. 14.1 ст. 14 раздела І Налогового кодекса).

2. Отмена ограничения для добровольной регистрации лица плательщиком НДС и предоставление возможности регистрироваться плательщиком НДС любому лицу, осуществляющему налогооблагаемые операции и в соответствии с п. 181.1 ст. 181 раздела V Налогового кодекса не являющемуся плательщиком НДС в связи с тем, что объемы налогооблагаемых операций меньше суммы 300 000 грн. (п. 182.1 ст. 182 раздела V Налогового кодекса).

3. Добровольная регистрация инвестора (оператора) по соглашению о распределении продукции плательщиком НДС по заявлению (п. 337.3 ст. 337 раздела XVIII Налогового кодекса).

4. Сокращение сроков регистрации (перерегистрации) плательщиков НДС в органах ГНС - с 10 до 5 рабочих дней (п. 183.9 ст. 183 раздела V Налогового кодекса).

5. Унификация сроков подачи плательщиками НДС заявлений для проведения перерегистрации - 10 рабочих дней вместо 20 календарных дней.

Так, в случае изменения данных о плательщике НДС, которые указываются в свидетельстве о регистрации, а также установления расхождений или ошибок в записях свидетельства о регистрации и/или реестра плательщиков НДС, утери или непригодности свидетельства для пользования плательщик НДС подает регистрационное заявление в орган ГНС в течение 10 рабочих дней, следующих за днем изменения данных о плательщике НДС или возникновения других оснований для перерегистрации и замены свидетельства о регистрации (п. 183.15 ст. 183 раздела V Налогового кодекса).

6. Упрощение процедуры регистрации плательщиками НДС для плательщиков единого налога вследствие исключения пп. г пп. 4 п. 298.8 ст. 298 раздела XIV Налогового кодекса.

Согласно этому подпункту ставка единого налога, определенная для третьей и четвертой групп и предусматривающая уплату НДС, могла быть избрана лишь плательщиком единого налога со ставкой, предусматривающей включение НДС в состав единого налога, в случае поставки им услуг (работ) плательщикам НДС и если объем такой поставки за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает объем, определенный п. 181.1 ст. 181 раздела V Налогового кодекса.

Сейчас приказом № 1144 предусмотрена возможность самостоятельного (добровольного) перехода плательщика единого налога любой группы (первой - шестой) на уплату единого налога по ставке, предусматривающей уплату НДС . при условии соблюдения требований, установленных Налоговым кодексом для избранной группы (пп. 298.1.5 п. 298.1 ст. 298 раздела XIV Налогового кодекса).

Кроме того, изменениями к Положению № 1394 установлено, что не может быть зарегистрировано плательщиком НДС физическое лицо - предприниматель, осуществляющее деятельность по производству, поставке, продаже (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней. Такое лицо имеет право избрать ставку единого налога, предусматривающую включение НДС в состав единого налога (абзац восьмой п. 293.3 ст. 293 раздела XIV Налогового кодекса).

7. Определение на законодательном уровне даты аннулирования регистрации плательщика НДС (п. 184.2 ст. 184 раздела V Налогового кодекса).

Приказом № 1144 в Положение № 1394 внесена норма, согласно которой аннулирование регистрации осуществляется на дату:

  • подачи заявления плательщиком НДС или принятия решения органом ГНС об аннулировании регистрации, если в свидетельстве о регистрации плательщика НДС не был определен предельный срок действия
  • указанную в судебном решении
  • истечения срока действия свидетельства о регистрации плательщика НДС
  • предшествующую дню утраты лицом статуса плательщика НДС.
  • 8. Исключение основания для аннулирования регистрации плательщиком НДС, определенного в пп. и п. 184.1 ст. 184 раздела V Налогового кодекса (основания, если объем поставки товаров/услуг плательщиками НДС, зарегистрированными добровольно, другим плательщикам НДС за последние 12 календарных месяцев совокупно составляет меньше 50% общего объема поставок).

    Кроме того, по результатам анализа практики применения Положения № 1394 некоторые его нормы уточнены (дополнены), урегулированы отдельные вопросы регистрации и инициирован ряд нововведений.

    Электронный сервис

    С целью упрощения процедуры регистрации плательщиков НДС приказом № 1144 введен новый электронный сервис подачи регистрационного заявления плательщика НДС в электронном виде .

    Лица, включенные в систему представления налоговых документов в электронном виде, могут подавать регистрационные заявления средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований Закона № 851 и Закона № 852.

    Подача регистрационного заявления в электронной форме осуществляется по правилам, установленным для подготовки и представления налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи и формата (стандарта) электронного документа отчетности налогоплательщиков. Правила, порядок и сроки рассмотрения органами ГНС регистрационных заявлений, представленных в электронном виде, такие же, как и для регистрационных заявлений, поданных в бумажном виде.

    Кроме того, лицам, представляющим в органы ГНС налоговые декларации и другую отчетность в электронной форме, предоставлена возможность направлять запросы в реестр плательщиков НДС относительно подтверждения достоверности индивидуальных налоговых номеров и номеров свидетельств своих продавцов или покупателей путем предоставления списков реквизитов по каждому контрагенту . В файле-ответе относительно каждого объекта запроса (контрагента) будет предоставляться один из признаков о том, что в реестре плательщиков НДС с указанной совокупностью реквизитов:

  • имеется запись в перечне зарегистрированных плательщиков НДС
  • имеется запись в перечне аннулированных свидетельств плательщиков НДС
  • отсутствует запись в перечнях зарегистрированных плательщиков НДС и аннулированных свидетельств плательщиков НДС.
  • Обжалование решений органов ГНС об аннулировании регистрации плательщиков НДС

    Приказом № 1144 усовершенствована процедура обжалования решений органов ГНС об аннулировании регистрации плательщиков НДС и упрощена процедура отмены аннулирования регистрации по результатам административного или судебного обжалования таких решений . Так, решение об аннулировании регистрации плательщика НДС по инициативе органа ГНС может быть отменено органом ГНС высшего уровня при проведении процедуры его административного обжалования и в других случаях при установлении несоответствия такого решения актам законодательства, а также при отмене судебных решений или записей в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, на основании которых были приняты решения об аннулировании регистрации.

    Вместе с тем приказом № 1144 установлена процедура исправления возможных ошибок, допущенных в решениях. Орган ГНС, принявший решение об аннулировании регистрации плательщика НДС по собственной инициативе, по заявлению лица, регистрация которого аннулирована, или на основании уведомления третьих лиц, сможет исправить допущенные в решении об аннулировании регистрации описки или ошибки, не изменяя при этом оснований принятия такого решения. Такие изменения вносятся путем принятия дополнительного решения об исправлении описок (ошибок) в решении об аннулировании регистрации плательщика НДС.

    Также приказом № 1144 уточнен порядок отмены аннулирования регистрации лица, которое на момент такой отмены зарегистрировано плательщиком единого налога по ставке, предусматривающей включение НДС в состав единого налога (без регистрации плательщиком НДС). Если на дату отмены решения об аннулировании регистрации лицо зарегистрировано плательщиком единого налога, условие уплаты которого не предусматривает уплаты НДС, то отмена аннулирования регистрации проводится без перерегистрации с одновременным аннулированием регистрации плательщика НДС в соответствии с пп. в п. 184.1 ст. 184 раздела V Налогового кодекса. Аннулирование регистрации проводится по заявлению об аннулировании регистрации плательщика НДС или по решению органа ГНС с даты, предшествующей дню перехода лица к применению соответствующей ставки единого налога. При этом дата регистрации плательщиком НДС не изменяется, дата аннулирования регистрации изменяется на дату, предшествующую дню перехода лица к соответствующей ставке единого налога, причина аннулирования изменяется в соответствии с пп.

    Источники: pozovsud.com.ua, www.buhgalteria.com.ua, dtkt.com.ua

    Категория: Деловая переписка | Добавил: levshvlad (14.06.2015)
    Просмотров: 2162 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar