Примеры заявлений и ходатайств
Главная » Статьи » Образцы характеристик |
Образец Характеристики Учащегося 8 Вида, , . &ldquo - . " - &rdquo, . &hellip 1. / / Microsoft Office Word (7).doc. 5 ( ) - 8 ( ), &hellip - ( ) VIII . , . 4. 1. , . 2. . 3. . - 79. 80. - . &ldquo - &rdquo, ( - &hellip - 10 20 8 . . [PLTEXT-2-4- - 8 -(1,1)]. ( ) - , &hellip Характеристика на ПМПК учащегося 3 класса VIII видХарактеристика (для предъявления на ПМПК) (ф.и.) поступила в …класс МБОУ СОШ …в августе 2013 г. обучается на дому на основании выписки из протокола ВК № … по рабочей программе, разработанной на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой (выписка из решения…). Дома для (…) созданы удовлетворительные условия для учебной деятельности: имеется отдельная комната с оборудованной учебной зоной (письменный стол, учебники, рабочие тетради, ручки, карандаши и пр.) По характеру девочка добрая, свободно и легко вступает в контакт с учителем, проявляет радость при встрече. Внешний вид опрятный, однако, может позволить себе и неприбранные волосы, и небрежность в одежде. (…) не ориентирована на познавательную активность, уровень обученности низкий, требуется время на врабатываемость. При выполнении учебных заданий не сразу переключается с одного вида деятельности на другой, не может спланировать свою деятельность, с трудом исправляет ошибку, даже если на неё указано. На уроках чтения и письма, математики отвлекается на любые внешние раздражители. Читает (…) монотонно, по слогам, пропускает буквы и слоги, часто неправильно произносит окончания. Прочитанный текст из-за ошибок понимает не всегда. Словарный запас беден, прочитанный текст пересказывает с большим трудом по наводящим вопросам. Стихи учить затрудняется. При решении задач и математических вычислений требует помощи со стороны учителя. Логическое мышление развито слабо, не может сделать элементарные выводы. Память механическая, крайне слабая, характерен низкий уровень запоминания и восприятия. Записи в тетради делает не всегда аккуратно, диктанты пишет с множеством ошибок. Почерк побуквенный, каллиграфию письма соблюдает только при напоминании со стороны учителя. Пишет очень медленно, не всегда контролирует написанное. Уровень самостоятельного владения вычислительными операциями крайне низок: математические навыки плохо сформированы, путается в таблице умножения, ошибается в сравнении величин. В учебной деятельности нуждается в организующей, планирующей помощи и одобрении учителя на всех этапах урока. (…) не проявляет желания учиться, медлительна, быстро истощается и устает. На уроках чтения и письма, математики при выполнении заданий часто выражает недовольство. За время обучения девочка показала себя легко возбудимой, раздражительной, крайне неуравновешенной, с резкой сменой настроения. В таких случаях Олю приходится долго успокаивать, уговаривать, настраивать на учебную деятельность. Внимание (…) непроизвольное, с большим напряжением переключается с одного вида деятельности на другой, его объем незначителен: для усвоения, даже небольшого материала требуется много времени. Операции обобщения возможны только при постоянной организующей и сопровождающей помощи взрослого. При выполнении какого – либо задания доступны лишь совместные, поэтапные действия с учителем при постоянном одобрении и поощрении. Предлагаемые задания выполняет при активном взаимодействии с учителем. Самостоятельные действия отсутствуют. Программный материал по письму и чтению, математике усваивает слабо. Познавательные способности не развиты. Учебные знания и умения не соответствуют возрастной норме. Мотивация к учению отсутствует. Перенос показанного способа действия при решении новых упражнений, заданий вызывает определенные трудности. Не может соотносить запоминаемый материал с предлагаемыми опорами. Девочка очень болезненно переживает малейшую неудачу или ошибку, в этих случаях она резко переходит к капризно - негативному, раздражительному состоянию (может отказываться от работы, бросает ручку, линейку, ложится на стол), обижается при получении недостаточно высокой, по ее мнению, отметки. На уроках труда и ИЗО занимается с переменным успехом. овладевает следующими общетрудовыми и учебными навыками: организует рабочее место, после работы совместно с учителем приводит его в порядок удовлетворительно владеет приемами безопасной работы ножницами не всегда может выполнить поделку по образцу слабо планирует основные этапы работы в ходе тематических бесед пытается участвовать в диалоге. Однако, задания вида разметки бумаги при помощи линейки и карандаша, передача формы и размеров изображаемых предметов при рисовании, раскрашивание рисунка, у девочки вызывают значительные затруднения и помощи со стороны учителя. Для (…) характерен сниженный тонус настроения, повышенная тревожность, капризность, упрямство, плаксивость. Однако, когда речь заходит о житейских вопросах (приготовлении пищи, одежде, ТВ программах, игрушках), проявляет живую заинтересованность. Может бурно реагировать на замечания мамы, разговаривать с ней на повышенных тонах, не всегда в вежливой форме. Отношения мамы, (ф.и.о.), с учителями доброжелательные, тактичные. Считаю целесообразным продолжить обучение (…) по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой в режиме надомного обучения. Итоги обучения (…) учащейся …класса за … …. уч.года / Составление х-ки на учащихся школ 8 видаСоставление психолого-педагогической характеристики учащегося специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида • Аксенова Марина Альбертовна, социальный педагог Разделы: Социальная педагогика, Коррекционная педагогика Психолого-педагогическая характеристика является аналитическим продуктом деятельности педагога в процессе наблюдения за учащимся в различных сферах его жизни – обучении, общении, социальном поведении. Психолого-педагогическая характеристика на учащегося составляется с разными целями, исходя из которых, её содержание может меняться. Характеристика может носить текущий характер, когда она составляется впервые после одного учебного года обучения ученика в школе и при переводе его из класса в класс дополняется и изменяется. Подробные, развёрнутые характеристики требуются при переводе учащегося из одной школы в другую, при необходимости дополнительного обследования на ПМПК, для уточнения или изменения образовательного маршрута. Составлению характеристики предшествует важный период – наблюдение за учащимся и изучение его познавательной деятельности, личностных качеств, индивидуально-психологических особенностей. Кроме этого, изучается характер усвоения знаний по предметам, причины затруднений в усвоении знаний, особенности отношения учащегося к разным предметам, особенности индивидуального подхода в ходу учебного процесса. За данный раздел ответственным является классный руководитель, однако для наиболее объективной и полной характеристики желательно участие других специалистов, работающих непосредственно с учащимся: воспитателя, учителей-предметников, логопеда, педагога-психолога, социального педагога. Особенности речевых нарушений даёт логопед. Участие учителей-предметников в составлении психолого-педагогической характеристики позволяет раскрыть особенности познавательной деятельности. Воспитатель проводит изучение ученика со стороны его личностных качеств, поведения, отношений в коллективе. Вместе с тем воспитатель собирает материал по отношению учащегося к выполнению домашнего задания, фиксирует встречающиеся трудности при их выполнении. Значительная роль в составлении психолого-педагогической характеристики отводится психологу и социальному педагогу. Психолог в характеристике отражает результаты диагностик учащегося, даёт описание эмоционально-волевой сферы ученика. Социальный педагог описывает условия, в которых воспитывается ребёнок, характеризует роль родителей в воспитании, раскрывает особенности поведения ученика, его отношений с коллективом учащихся и педагогов, уровень усвоения учащимся общественных норм и правил, наличие вредных привычек, учётов в органах профилактики. Таким образом, в сборе материала для психолого-педагогической характеристики участвуют все специалисты школы. Все данные об ученике в течение учебного года фиксируются в дневнике наблюдений, который является основным опорным документом, содержащим данные о конкретном ученике. Кроме дневника наблюдений при составлении характеристики ученика используется его личное дело, где особое внимание уделяется заключению ПМПК, классный журнал, продукты деятельности учащегося – тетради, рисунки и т.п. Изучение ученика начинается со знакомства с его личным делом: с данными ПМПК, характеристика за прошлые годы обучения, данные об успеваемости. При изучении ученика коррекционной школы перед педагогом стоят следующие задачи: 1. Установление склада умственного развития с определением диагноза (лёгкая, средняя или тяжёлая умственная отсталость). Однако необходимо помнить, что обозначение диагноза ребёнка в характеристике является грубейшим нарушением его прав. Таким образом, педагог даёт характеристику интеллектуальному развитию ребёнка без обозначения диагноза. 2. Определить структуру дефекта (нарушение нейродинамики, патология анализаторов, нарушение личности). 3. Определение особенностей развития познавательной деятельности и личностных качеств. 4. Различное отношение к нормам поведения, различия в отношениях со сверстниками и взрослыми. 5. Определение оптимальных условий обучения и коррекционно-воспитательной работы, а также условий более успешной социально-трудовой адаптации. При изучении ученика должны соблюдаться следующие принципы: комплексность, объективность, всесторонность, принципы индивидуального и динамического подхода. Психолого-педагогическая характеристика должна отвечать следующим требованиям: 1. Быть развёрнутой, полной и подробной. 2. Содержать анализ полученных данных, выводов, подтверждённых фактами и примерами. 3. В характеристике должны быть указаны не только отрицательные, но и положительные черты личности ученика и его познавательной деятельности. План-характеристика ученика коррекционной школы ХАРАКТЕРИСТИКА учащегося …. Класса название учреждения ………………….(ФИО) (год рождения) I. Общие сведения об ученике и его семье Указывается год поступления в школу. Откуда поступил ученик в коррекционную школу (их какого типа учреждения или семьи). Сколько лет и в каких классах обучался до этого. Состав семьи, материальное положение семьи, социальный статус семьи, культурный уровень семьи, наличие асоциальных и факторов и вредных привычек у родителей. Кто осуществляет воспитание в семье, имеется ли единство требований в воспитании. Поведение школьника дома, его режим дня, трудовые обязанности по дому. В какой форме осуществляется контакт между школой и семьёй. II. Данные медицинского обследования В связи с охраной прав ребёнка диагноз ПМПК, а также особенности анамнеза в характеристике не указываются. Если есть необходимость и факты, то в редких случаях допустимо употреблять следующую трактовку “поступил в коррекционную школу по рекомендации ПМПК, за годы обучения в коррекционной школе диагноз ПМПК подтвердился”. В характеристике необходимо отразить общее физическое развитие ученика, имеющиеся нарушения. Далее раскрываются особенности высшей нервной деятельности и характер поражений центральной нервной системы. Особенности сенсомоторной сферы (зрение, слух, речедвигательный аппарат, моторная скованность, расторможенность, нарушение координации движений, состояние мелкой моторики), наличие сложного дефекта. Также необходимо указать средства укрепления здоровья и методы коррекционной работы. III. Успеваемость В данном разделе необходимо отразить успеваемость ученика по предметам. Желательно, чтобы учителя, обучающие данного ученика дали подробную характеристику познавательной активности ребёнка на каждом уроке, а также отношение к учебному предмету, дисциплинированность ученика на уроках и при подготовке домашнего задания. Как в ходе обучения и подготовки домашнего задания учитываются психофизические особенности ученика, трактуется общая система работы по повышению успеваемости данного ученика. IV. Особенности внимания и познавательной деятельности Особенности внимания и познавательной деятельности раскрываются на основе наблюдений за учеником, анализа учебного процесса, бесед с учеником, педагогами, изучения продуктов деятельности и результатов учебного труда. 1. Особенности внимания, в особенности произвольного, его объём. Легко ли привлекается внимание на уроке и при подготовке домашнего задания. Устойчивость, распределение, переключаемость внимания, отвлекаемость, рассеянность и их причины. Какие средства привлечения внимания наиболее эффективны для данного ученика. 2. Особенности ощущения и восприятия. Темп, полнота, правильность восприятия, узнавание объектов и явлений. Восприятие времени: знание и понимание мер времени, последовательности событий, их отдалённости или близости. Восприятие формы, величины, положения в пространстве. 3. Представления: полнота, фрагментарность, искаженность и уподобляемость. 4. Особенности памяти: запоминание (темп, объём, осознанность, точность). Характер запоминания информации (произвольность и продуктивность). Сохранение материала в памяти. Узнавание известного в новом материале. Характер воспроизведения: полнота, логичность, последовательность, характер ошибок при воспроизведении (повторяемость, привнесения, искажённость и др.). Уровень развития памяти: преобладание механической или словесно-логической памяти. Средства, применяемые для развития памяти и лучшего запоминания материала. 5. Особенности мышления. Активность или пассивность мышления, стереотипность, тугоподвижность, последовательность рассуждений, критичность. Умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать. Выполнение анализа, синтеза, сравнения, обобщений. Особенности усвоения понятий: умение выделить существенные признаки, дать определение. Какой вид мыслительной деятельности развит у ученика (наглядно-образный, понятийный). 6. Речь: степень развитости речи, способность понимания обращаемой речи. Характеристика словаря: объём словаря, особенности грамматического строя. Темп, выразительность и активность речи. Характер монологической речи: логичность, связность, завершённость. Характер диалогической речи: умение поддержать разговор, задавать вопросы и отвечать на вопросы, характер формулирования ответов. Особенности письменной речи: понимание текста, характер ошибок при письме, умение выразить мысль письменно, точность употребления слов и характер предложений. Затруднения в выполнении письменных работ: при списывании, письме под диктовку, самостоятельной работе. Соотношение устной и письменной речи. Наличие дефектов речи и их характер. Коррекционная работа логопеда. V. Личность и поведение 1. Нравственные качества ученика. 2. Отношение к труду и учёбе: положительное, индифферентное, отрицательное. Заинтересованность, трудолюбие, отношение к педагогам и воспитателям. 3. Дисциплинированность, отношение к правилам и требованиям, поведение на уроках, при подготовке домашних заданий, в ходе мероприятий, в группе, в свободное время, в общественных местах. Уровень сформированности общественных норм. Мотивы дисциплинированности или нарушения дисциплины. Наличие чувства долга и ответственности. 4. Проявление волевых качеств. Наличие волевых черт характера, целенаправленность действий и поступков, решительность, умение преодолевать трудности и проявлять волевое усилие. Недостатки в развитии воли: лёгкая внушаемость, ведомость, податливость, своеволие, импульсивность, рассеянность, уход от трудностей и др. Уровень сформированности мотивов и потребностей, наличие дефектов правосознания и ценностно-нормативных ориентаций. Соотношение побудительной и смыслообразующей функции мотивов, уровень опосредованности мотивов. 5. Навыки культурного поведения: вежливость, предупредительность, чуткость, отзывчивость, опрятность. Степень устойчивости этих навыков. 6. Интересы к внеклассной работе, заданиям по трудовой деятельности, кружковой работе, спорту, играм и другим видам досуга. Разнообразие интересов, устойчивость, избирательность, направленность, осознанность, формы проявления интересов. Оценка интересов ученика учителем и воспитателем. Средства, применяемые педагогом для поддержания интересов и их развития у данного ребёнка. 7. Особенности характера. Наличие нравственных черт характера: доброта, искренность, трудолюбие, сдержанность, скромность, честность, самокритичность, уверенность в себе, коллективизм. Наличие трудных черт характера: эгоизм, замкнутость, скрытность, негативизм, завышенные притязания, лень, лживость, капризность, вспыльчивость, агрессивность, драчливость и др. 8. Характер эмоций и высших чувств: устойчивость настроений, склонность к аффективным вспышкам, длительность и неадекватность переживаний, реакции на успех и неуспех. Уровень развития высших чувств: товарищество, честность, долг, честь, патриотизм, коллективизм и др. Уровень самооценки, наличие самокритичности, оценка других, прогнозирование собственного будущего. 9. Занимаемое место в коллективе, роль в коллективе (лидер, аутсайдер), уважение товарищей и его товарищами. Изолированность частичная или полная, её причины. Устойчивость отношений с товарищами. Наличие собственного мнения, умения считаться с общественным мнением и подчиняться ему. Наличие близких друзей. 10. Система взглядов, интерес к общественным событиям нашей страны. Стремление быть полезным коллективу и обществу. 11. Наличие вредных привычек, учётах в правоохранительных органах, социальных службах, органах системы профилактики. Уровень ориентировки в окружающем мире, уровень самостоятельности действий. Наличие санитарно-гигиенических навыков, уровень их развития и способности применения их на практике. VI. Заключение В качестве заключения психолого-педагогической характеристики необходимо отразить общее мнение об учащемся, сделать выводы об основных чертах личности, на которые можно положиться в дальнейшей работе с ним. Определить в чём проявляется апатичность развития личности и основной недостаток. Наметить пути дальнейшей коррекционно-воспитательной работы с учеником. Указать сторону дефекта, работа над которым представляет наибольшую трудность. В конце характеристики необходимо указать дату её составления, а также специалистов, участвовавших в её составлении. Например, “характеристика составлена по материалам классного руководителя…” с указанием ФИО и должности специалиста. Характеристика заверяется подписью руководителя учреждения. При необходимости с характеристикой знакомят родителей или законных представителей несовершеннолетнего под роспись с датой. Список использованной литературы: 1. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. – Минск, 2001. 2. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. – М. 1981. 3. Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательную школу. – М. 1973. 4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М. 1999. 5. Немов Р.С. Общие основы психологии. – М. 2003. 6. Основы специальной психологии./Под ред. Кузнецовой Л.В. – М. 2002. 7. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М. 2002. Краткая характеристика методов обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII видаЧитайте также: Сообщение знаний учащимся осуществляется с помощью рассказа, объяснения, работы с книгой. Рассказ — яркое, эмоциональное изложение учителем событий, явлений. Он непродолжителен во времени, воздействует на мысль учащегося, его чувства. Рассказы делятся на педагогические и художественные. Педагогический отличается от художественного тем, что в нем используются только отдельные приемы художественного рассказа. Рассказы делятся на группы с учетом использования в конкретной педагогической ситуации: рассказ-описание, рассказ-изложение, рассказ-вступление. Слово является источником знаний. К речи учителя предъявляется ряд требований: · безукоризненность с фонетической и логической стороны · яркость, выразительность, четкость · четкое произношение окончаний, правильность ударений · замедленность темпа · доступность для понимания учащихся. Работа с книгой как словесный метод используется редко, но имеет огромное значение, так как сама книга — источник знаний. Чтение вслух имеет огромное значение, особенно в 1-4-х классах, поскольку дети впервые слушают правильное, выразительное, беглое чтение, это образец чтения для учеников. Учащимся предлагается читать самостоятельно, когда текст небольшой по объему и они, прочитав его, могут ответить на вопросы учителя. К чтению про себя необходимо относиться избирательно, так как большинство детей с нарушениями интеллекта не могут организовать себя на такой вид деятельности. Объяснение в основном представлено беседой. Это такой метод, при помощи которого учащиеся отвечают на вопросы учителя. Беседы делятся на вводную, беседу-сообщение и заключительную. Беседы используются на разных этапах урока с различными целями. Беседа часто сопровождается демонстрацией предметов, самостоятельной работой учащихся. К проведению беседы учитель должен серьезно готовиться. Необходимо определить тему урока, его цели подобрать материал затем определить вид беседы продумать вопросы. Требования к постановке вопросов: · четкость и правильность формулировок · доступность содержания · связь между задаваемыми вопросами · разнообразие их форм и формулировок · вопрос не должен содержать несколько вопросов · вопросы должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся. Особое внимание учитель должен уделять построению учащимся ответа на поставленный вопрос, формулировке вопросов самими учащимися. Метод беседы помогает успешно решать образовательную и коррекционно-воспитательную задачи в процессе обучения. Наглядные методы (демонстрация, экскурсия, самостоятельные наблюдения) имеют исключительное значение, так как в процессе их использования овладение учебным материалом происходит с опорой на непосредственное чувственное восприятие учащимися действительности. Определяя объекты для наблюдения, учитель должен продумать: · последовательность их предъявления учащимся · организацию изучения каждого объекта. Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод является уникальным, так как служит для раскрытия динамики изучаемых явлений, их внутренних свойств. При демонстрации наглядных объектов обычно описывают внешний вид (величину, форму, цвет, составные части, их взаимоотношение). Кроме натуральных объектов выделяются образная, символическая наглядность, схематическое изображение и графические средства наглядности. В младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида предпочтение отдается натуральным предметам и иллюстративно-изобразительным средствам: рисункам, картинам, предметно-операционным картам, графическим изображениям. В старших классах активнее используется символическая и схематическая наглядность. В условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида важно предлагать учащимся различные средства наглядности в сочетаниях (натуральный объект - муляж, макет изобразительная наглядность - карта, схема). Применение символической наглядности (чертежей, графиков, схем) в коррекционной школе ограничено, так как большинство учащихся этот вид наглядности не понимают. Самостоятельные наблюдения организуются как перцептивный опыт самих учащихся. Наблюдение — процесс развернутого целенаправленного восприятия, осуществляемый по определенному плану в различной обстановке (на пришкольном участке, в кабинете, живом уголке, на экскурсии). Ученики видят предмет в естественных условиях. В этом случае наглядность как бы сливается с практическими действиями ученика, побуждает его к размышлению, описанию, обсуждению. К выбору и использованию наглядности в учебном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида предъявляется ряд требований: · демонстрируемый объект должен быть определенных размеров, цвета, соответствующей формы, виден учащимся со всех сторон · учитель должен определить, какой вид наглядности необходимо подобрать на урок, на каком этапе урока его лучше использовать · необходимо выбирать определенное количество наглядных средств, так как надо не только предъявить учащимся наглядность, но и работать с предъявленной наглядностью. · следует демонстрировать наглядность последовательно · важно использовать словесное описание, что поможет учащимся определить отдельные свойства предмета. Экскурсии также относятся к наглядным методам. Ценность их заключается в том, что дети изучают предметы в естественных условиях. К экскурсии учащихся надо готовить. Дети должны знать, какой предмет они будут изучать, четко представлять цель экскурсии. Перед проведением экскурсии необходимо выяснить, что дети знают о том предмете, явлении, которые они будут наблюдать. К методам наглядного обучения относится использование технических средств обучения (ТСО): показ кино, диафильмов и видеозаписей, работа за компьютером с дисплейным отражением информации. С помощью кино, диафильма можно показать учащимся динамику развития явлений (извержение вулканов, распускание почек, созревание плодов и т.д.). Требования к использованию ТСО: · целесообразно использовать ТСО, когда невозможно наблюдать изучаемый предмет · необходимо учитывать особенность умственного развития и уровень знаний учащихся · фильмы лучше показывать после изучения темы с целью за крепления знаний учащихся · целесообразно показывать фрагменты фильмов, выключив звук, комментарии проводит учитель · можно частично познакомить учащихся с содержанием фильма, указав, на что обратить особое внимание. Практические методы. К практическим методам относятся устные и письменные упражнения, лабораторные работы, работа в мастерских, на пришкольном участке, элементы программированного обучения. Практические методы помогают учащимся глубже понять и осмыслить изучаемый материал, сформировать умения и навыки. Источником знаний является сама деятельность учащихся. Использование данной группы методов происходит в основном после изучения большой темы или отдельных ее разделов на повторительно-обобщающих и контрольно-учетных уроках. Выполнение упражнений способствует повторению изученного материала, его закреплению. Упражнения (письменные, устные) — это метод обучения, представляющий собой организованное повторение действий с целью более успешного их запоминания, повышения качества знаний. Достоинство этого метода в том, что он обеспечивает успешное формирование умений и навыков. Различают специальные, производные и комментированные упражнения. При обучения письму, счету, чтению детей с нарушениями интеллектуального развития используется каждый вид упражнений. Но специальный вид — чаще, так как предполагает многократное повторение. Производные упражнения используются реже, поскольку они способствуют их вариативному выполнению и направлены на закрепление ранее сформированных навыков. Комментированные упражнения используются при выполнении заданий по русскому языку, математике (комментированное письмо). Сильные ученики комментируют их выполнение под контролем учителя. Упражнения могут быть устные и письменные. На уроках по каждому учебному предмету используются соответствующие упражнения. На уроках русского языка — грамматические и орфографические на уроках математики — упражнения в решении примеров и задач, в устном счете на уроках истории — работа с картами, картинами на уроках физкультуры — выполнение общеразвивающих, прикладных и коррекционных упражнений. Чтобы использование упражнений было эффективным, они должны отвечать определенным требованиям: · быть посильными и доступными для учащихся · быть небольшими по объему и содержанию · учитывать особенности познавательной деятельности учащихся и степень сформированности у них умений и навыков · должны предлагаться в определенной последовательности с постепенным повышением уровня трудности. Лабораторно-практические работы как метод направлены на приобретение учащимися новых знаний. Учащиеся выполняют задания творческого характера в условиях проведения конкретных опытов, закрепляют практические навыки, измеряют, вычисляют, сравнивают полученные результаты с уже имеющимся. Практические работы направлены на применение полученных знаний при решении практических задач, на осуществление связи теории и практики. Ход урока, на котором проводится практическая работа, имеет четкую структуру: · объяснение учителя · показ (инструктаж) · первые пробы выполнения заданий · выполнение работы · контроль со стороны учителя · отчет учащихся. Самостоятельные работы это особый вид деятельности учащихся. Учащийся должен быть готовым к выполнению предстоящей работы. Различают следующие типы самостоятельных работ: самостоятельные работы по образцу, репродуктивные, вариативные и творческие работы. Использование конкретной формы заданий обусловлено двумя основными факторами: · готовностью детей к самостоятельной работе · уровнем знаний учащихся по конкретному содержанию самостоятельной работы. Последнее время в системе обучения детей с нарушениями интеллекта одной из разновидностей самостоятельной работы стало использование элементов программированного обучения. Достоинствами этого метода являются: · включение большого количества учащихся в самостоятельную деятельность · вариативность заданий с учетом возможностей учащихся по конкретному предмету · возможность оперативного контроля со стороны учителя · развитие навыков самоконтроля, самостоятельности. У этого метода имеются и недостатки: · ограничено речевое общение · не всегда можно сократить время самостоятельной работы · снижается коррекционное значение речи как средства развития мышления. Но мы считаем, что умелое использование элементов программированного обучения значительно усиливает у учащихся с нарушением интеллекта интерес к овладению знаниями, способствует повышению эффективности обучения в целом. Особое место в системе дидактических методов занимают познавательные (дидактические) игры. Источники:
| |
Просмотров: 19741 | |
Всего комментариев: 0 | |