Пятница, 26.04.2024, 15:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 466
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Примеры заявлений и ходатайств

Главная » Статьи » Образцы характеристик

Образец психологической характеристики с обоснованием

Прикладные аспекты пространственно-временного обоснования психологических исследований свойств личности

Вследствие общенаучного понимания проблемы пространства и времени становится совершенно ясно, что применение статистических методов трудно совместимо с классическими, а точнее сказать, с обыденными представлениями об этой проблеме: только лишь при абстрактном представлении пространства и времени может быть осуществлено совмещение указанных понятий с вероятностными методами структурирования образов объектов исследования.

Не вдаваясь особенно в подробности релятивистских представлений, отметим, как именно они формулируются еще до Эйнштейна. Например, Л. Фейербах указывал, что «. пространство или протяженность предполагает наличие чего-то, что протяженно. Время — лишь понятие, производное от движения, предполагает наличность чего-то, что движется [5,66]. Еще ранее Аристотель отмечает, что «время определяет движение, будучи его числом», то есть не более чем некоторой численной мерой движения [«Физика», с. 97]. По Гегелю, если оставить в стороне его последующие стремления мистифицировать идеальное, вообще в качестве абсолютного Духа, совершенно четко определяется: «. время — это бытие, которое, существуя, не существует и не существуя, — существует, — оно есть созерцаемое становление» (выделено мной. - О. Е .).

Этот вывод Гегеля вполне можно проиллюстрировать, с учетом замечаний Аристотеля и Фейербаха, на примере модели вытекающей из крана воды или падающих капель дождя. В любом случае, при непрерывности или при дискретности движения воды вниз нам непосредственно не удастся обнаружить никаких присущих этой воде характеристик, никакого «становления», пока позиция бессмысленного пассивного созерцания не будет замещена активным и творческим наблюдением и экспериментом. Вне этого условия включенности субъекта в исследование, где он должен проявить свои знания и способности, сам по себе объект оказывается совершенно неопределенным. Точно так же психолог, пассивно созерцающий некоторого субъекта, ничего определенного о нем сказать не может, пока он не попытается структурировать психологическую активность этого субъекта с помощью, скажем, репертуарных решеток Дж. Келли.

Представим далее, что названные решетки оказываются достаточно плотными, — настолько, что образуют своеобразную «раковину» для возможного рассмотрения движущегося потока активности. Если этот поток активности, как струя воды, будет падать в «угловую» часть «раковины», то станет возможным (вот он, «момент становления») в образе соприкосновения этого потока со структурирующей поверхностью «раковины» буквально «увидеть» контур нормального распределения. Точно так же можно зафиксировать этот контур посредством статистической обработки результатов некоторого исследования.

Экспериментируя далее, мысленно перенесем движущийся поток в центр «раковины», тогда перед нами развернется не просто округлая форма «не успевающей» за основным потоком «воды», а как бы соединенное силами поверхностного натяжения по своим асимптотам сдвоенное нормальное распределение. Становится очевидным, что само по себе нормальное распределение вовсе не является определяющим началом или причиной явления в эксперименте: оно существенно зависит от пространственно-временных характеристик движущегося потока и от методов его структурирования. Но и более того, указанные характеристики сами по себе также не являются абсолютными: они лишь позволяют нам все более определенно установить некоторую истину, выражающую сущность исследуемого движущегося объекта.

Глубина познания этой сущности неограничена, как неограничена в принципе познавательная активность человека. При этом, используя данный пример, мы ни в коем случае не допускаем сомнений в объективности характеристик пространства-времени или нормального распределения. Эти характеристики так же объективны, как объективно существуют объекты и субъекты исследования. Но эти характеристики должны быть лишены «своей», присущей им в обыденном сознании абсолютности. Вне движущегося потока, вне объекта и субъекта они теряют свой смысл, как письмена исчезнувшей цивилизации. Точно так же, однако, и движущийся поток активности некоторого разумного существа мог бы утратить свою соопределенность, если бы психология как наука изъяла из употребления понятия пространства, времени и нормального распределения.

Отсюда следует, что каждый новый психологический или вообще научный эксперимент, при любой возможной их специфике, должен быть очень четко, конкретно определен в смысле его фундаментальных оснований. В этом случае исследователь сознательно и со всею тщательностью будет стремиться к установлению соответствия результатов его опытов этим исходным основаниям, которые позволяют, ничуть не ограничивая свободы творчества (было бы «легче», если бы это было не так), в конце концов установить некоторые несомненные эмпирические зависимости, той или иной степени общности.

В данном примере можно продолжить аналогии. Во-первых, если представить, что структурирование потока будет слишком «плотным», то этот «поток» просто переполнит «раковину» результатами. Так начинающий исследователь может одновременно использовать столько методик, что обработка результатов может быть никогда вполне не закончена: она в принципе станет невозможной вследствие запредельного избытка противоречивой информации. Возникнет ситуация не мелодии, а сплошного шума. Количество методик должно быть необходимым и достаточным в меру компетентности и работоспособности исследователя, в меру потребностей общества. Чем сложнее оказывается разрешаемая в исследовании проблема, тем проще по форме должны быть результаты: простота трудности отмечается во всей истории науки.

Во-вторых, вне всякой «раковины» «поток» объективно не является неопределенным от обратного становится понятно, что его пространственно-временные и прочие характеристики сохраняются, пока существует этот поток. Его объективность и объективность его характеристик потенциально сохраняются как таковые, изменяясь, конечно, только вследствие развития. И все это совершается вполне независимо от воли исследователя, т. е. именно объективно. Это, однако, не исключает ни самой возможности существования субъекта познания, ни познаваемости объекта этого познания.

В-третьих, форма потока в его объемном представлении — это как бы «бегущая волна», которая перемещается по вектору его движения. Эта «волна» представляет собой циклоиду, т. е. фигуру, образованную бесчисленным множеством линий нормального распределения, что указывает на неограниченные возможности познания смысла этого «потока». Хотя он может стать простым средством удовлетворения элементарных жизненных потребностей.

Методическое обоснование курса Военная психология

При моделировании учебно-воспитательной системы важно предусмотреть в ней такие компоненты, которые будут способствовать формированию у обучающихся ценностных ориентаций, присущих гражданину-патриоту.

Существовавшая в России система обучения в кадетских корпусах готовила патриотов своего Отечества, наиболее образованных и активных его членов в областях военной, науки, искусства. Об этом говорят имена кадетов, оставивших заметный след в истории Отечества: писатели Карамзин Н.М. Лесков Н.С. главнокомандующий Кутузов М.И. композитор Римский-Корсаков Н.А. Кадетский корпус имел двойное назначение: готовить как будущих офицеров, так и гражданских специалистов-чиновников, дипломатов, судей.

За 200-летний период военная педагогика России сложилась в законченную и стройную систему взглядов и методов воспитания. В основу обучения и воспитания легли идеи и опыт И.Г. Песталоцци, Дж. Ланкастера, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, Ф.Ф. Эрисмана и других.

В настоящее время одной из главных задач государства является социальное обеспечение подрастающего поколения, снижение роста детской преступности и воспитания чувства патриотизма и любви к своему Отечеству.

Пройдя обучение в кадетском корпусе, многие юноши уже четко могут решить для себя, посвятить ли свою профессиональную жизнь армии или нет.

Учитывая специфику обучения и воспитания в кадетском корпусе, мы пришли к выводу, что необходимо создать обучающий курс, дающий возможность всем кадетам познакомиться со своей индивидуальностью, возрастными особенностями, с познанием своего характера, способностями. Работа психолога оказывается эффективной и плодотворной тогда, когда каждому ребенку будет предоставлена возможность изучить себя как личность, определиться в выборе будущей профессии, найти свое место в жизни и мире.

Двадцатый век актуализировал проблему изучения закономерностей внутреннего мира человека, его психики. Как в зарубежной, так и в отечественной психологии давно существует такая отрасль как военная психология.

Интенсивное развитие военной психологии напрямую связано с военной активностью различных государств в двадцатом веке, обернувшейся двумя мировыми войнами, множеством локальных войн и конфликтов. Что происходит с человеком в условиях угрозы для его жизни, какие стратегии поведения он выбирает в бою, как сохранить психическое здоровье военнослужащих в условиях воздействия боевого стресса, как повысить эффективность боевой подготовки войск в мирное время — вот лишь небольшая часть тех вопросов, которые решает военная психология.

В отечественной психологии военное направление было сильно развито как до революции 1917 года, так и в советское время. Многие представители военно-психологической школы составляли в свое время гордость советской психологии. Среди них можно назвать Б.Ц. Бадмаева, А.В. Барабанщикова, М.И. Дьяченко, А.Д. Глоточкина, Л.А. Кандыбовича, К.К. Платонова, Н.Ф. Феденко и многих других.

В условиях кадетского корпуса возможно введение курса “Военная психология” в 10-11 классах для тех юношей, которые решили посвятить себя военному делу.

Курс “Военная психология” позволит:

  • пополнить и расширить знания в области военной психологии.
  • изучить дисциплины психолого-педагогического цикла.
  • познакомить со спецификой работы военного психолога.
  • Курс “Военная психология” охватывает следующие пять групп военно-психологических проблем:

  • психология воинской деятельности и морально-психологическое обеспечение воинской деятельности
  • психология воинского коллектива и взаимоотношений военнослужащих,
  • особенности переживания ими стрессовых и кризисных состояний
  • психология современного боя и боевые психические травмы
  • методы и приемы психологической войны.
  • развитие морально-психологических качеств, общей культуры личности, готовности к служению Отечеству на военном поприще.
  • Цели и задачи.

    Для курса “Военная психология” были выработаны следующие цели и задачи:

  • Познакомить кадет с психологией воинской деятельности.
  • Создать условия для познания себя как личности и своего характера. Помочь в определении своих характерологических черт, выявлении достоинств, индивидуальности, особенностей и профессиональной направленности.
  • Обеспечить психологическую готовность к служению в профессиональной армии на благо своей Родины и защите Отечества.
  • Формирование чувства гордости, уважения к прошлому и настоящему нашей Родины, интереса к истории и роли гражданина-патриота в этой истории.
  • Задача курса состоит в том, чтобы каждый подросток смог познать себя, окончательно определиться с выбором профессии военного и быть психологически готов к трудностям в работе военного в мирных или военных условиях.
  • Курс состоит из лекционных (теоретических) занятий, на которых дети усваивают понятийную базу психологического характера (личность, характер, стресс, психопрофилактика и т.д.), семинарских (практических) занятий, на которых учащиеся отрабатывают умения и навыки проведения грамотного психологического анализа личности человека и ситуации, диагностики личностных свойств и качеств, а также тренинговых занятий.

    Курс “Военная психология” насчитан на 34 (35) академических часа.

    Требования к уровню усвоения содержанию курса

    При изучении курса используются различные формы текущего контроля знаний и умений: это письменные ответы на проблемные вопросы, работы творческого характера, психологический анализ из художественной литературы и фильмов, портретные зарисовки характеров героев и их создателей, участие в обсуждении на итоговых занятиях.

    По окончании курса учащимся предлагается провести исследование своей личности,обосновать свой профессиональный выбор.

    Также предлагается написать сочинение на тему: “Я выбираю профессию военного”, “Мой долг - служение Отечеству”.

    Знания, умения и навыки

    По итогам прохождения программы, мы рассчитываем получить следующий уровень развития учащихся:

    Общекультурная компетентность – предполагает умение применить полученные психологические знания в познании себя и других, умение владеть собой в стрессовых и кризисных ситуациях, умение сознательно делать выбор в пользу своей Родины России.

    Методологическая компетентность – предполагает овладение методами психологического исследования себя и других, знакомство с методами психической саморегуляции, психологической профилактики и реабилитации.

    Базовые категории курса

    В процессе обучения по программе курса “Военная психология”, кадеты усваивают следующие понятия и категории: личность, индивидуальность, характер, характерологический тип, направленность личности, эмоции, чувства, стресс, адаптация, конфликт, коллектив, социально-психологическая профилактика. психогигиена, стрессовые и кризисные состояния, психологические последствия, реабилитация.

    Учащиеся должны овладеть :

  • способами сбора информации,
  • методами экспертных оценок и изучения деятельности,
  • умение создать психологический портрет личности,
  • раскрыть его внутренний мир,
  • способами психической саморегуляции,
  • умение дать психологическую характеристику взаимоотношений в коллективе,
  • умение разрешать конфликты,
  • быть морально-психологически стойким в любых ситуациях.
  • Содержание курса

    Курс состоит из следующих разделов:

  • Психология воинской деятельности и ее морально-психологическое обеспечение.
  • Воинский коллектив: дисциплина, межличностные отношения, конфликты.
  • Психологическая профилактика и реабилитация в военной среде.
  • Психология современного боя. Боевые психотравмы.
  • Программа курса “Военная психология”

    Введение (1 час). Предмет изучения военной психологии.

    Индивидуальность, личность, деятельность. Военная деятельность. Что происходит с человеком в условиях угрозы для его жизни, какие стратегии поведения он выбирает в бою, как сохранить психическое здоровье военнослужащих в условиях воздействия боевого стресса, как повысить эффективность боевой подготовки войск в мирное время.

    Тема 1 (5час) Психология военной деятельности и ее морально-психологическое обеспечение.

    Психологические особенности военной деятельности. Адаптация к условиям военной деятельности. Психологическое обеспечение боевой подготовки. Пути повышения эффективности морально-психологическое в войсках. Престиж армии: практические основы организации рекламы воинской службы.

    Тема 2 (8час). Воинский коллектив: дисциплина, межличностные отношения, конфликты.

    Психология военного коллектива. Психологическая характеристика взаимоотношений в воинском коллективе. Конфликты в воинских коллективах и пути их разрешения. Изучение и формирование сплоченности в малых военных коллективах. Психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих женщин. Психология воинской дисциплины. Деятельность органов военного управления по поддержанию и укреплению воинской дисциплины. Социально-психологическая профилактика неуставных взаимоотношений.

    Тема 3 (5час). Психологическая профилактика и реабилитация в войсках.

    Организация психогигиены и психопрофилактики в Вооруженных Силах России. Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика. Рекомендации по работе с военнослужащими, переживающими стрессовые и кризисные ситуации. Групповая психотерапия военнослужащих. Методы психической саморегуляции военнослужащих.

    Тема 4 (4 часа). Психология современного боя. Боевые психотравмы.

    Современный бой и его влияние на психику воинов. Психологические особенности боевых действий воинов в различных видах и условиях боя. Боевой стресс и его психологические последствия. Психологическая реабилитация военнослужащих в боевой обстановке.

    Учебно-тематический план

    Немов Р. Психология. Психодиагностика. кн.3

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Часть I. Психологическая диагностика

    Глава 1. Введение в психодиагностику

    Краткое содержание

    Общее представление о психодиагностике. Что такое психодиагностика. Два определения термина «психодиагностика». Основные вопросы, решаемые в научной и в практической психодиагностике. Сфера применения различных методов психодиагностики. Задачи, решаемые психодиагностикой в психолого-педагогической практике. Психодиагностика как специальная область профессиональной деятельности. Место психодиагностики среди других направлений работы практического психолога. Требования, предъявляемые к методам психодиагностики и к деятельности практического психолога как диагноста.

    Из истории психодиагностики. Появление в первой четверти XIX в. первых методов психодиагностики. Развитие методов психодиагностики в XIX и XX вв. Кризис психологии на рубеже XIX и XX вв. и новые требования, предъявляемые к качеству психодиагностических методов. Современное состояние психодиагностики.

    Профессионально-этические аспекты психодиагностики. Социально-этические требования, предъявляемые к психодиагностам и к психодиагностике. Принцип научной обоснованности психодиагностических методик. Принцип ненанесения ущерба. Принцип открытости результатов психодиагностики. Принцип эффективности предлагаемых практических рекомендаций. Квалификационные требования к людям, использующим психологические тесты. Значение теоретической подготовки практического психолога-диагноста. Необходимость досконального знания методики и правил ее применения. Важность наличия опыта практического использования методики. Психодиагностика и наличие базового психологического образования у диагноста. Морально-этические нормы психодиагностики. Ограничения наоткрытую публикацию и профессиональное использование средств психодиагностики.

    ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

    Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве.

    Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы:

    1. Какова природа психологических явлений и принципиальная возможность их научной оценки?
    2. Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологических явлений?
    3. В какой мере применяемые в настоящее время средства психодиагностики соответствуют принятым общенаучным, методологическим требованиям?
    4. Каковы основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики?
    5. Каковы основания достоверности результатов практической психодиагностики, включая требования, предъявляемые к условиям проведения психодиагностики, средствам обработки полученных результатов и способам их интерпретации?
    6. Каковы основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики, включая тесты?

    Второе определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики. Она включает в себя:

    1. Определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психодиагносту.

    Часть I. Психологическая диагностика

    1. Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой.
    2. Выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что психолог действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом психодиагностики.
    3. Разработка программ, средств и методов практической подготовки психолога в области психодиагностики, а также оценки его компетентности в этой области.

    Оба комплекса вопросов — теоретические и практические — тесным образом взаимосвязаны. Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так и практическими основами психодиагностики. То и другое в отдельности, т.е. знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания ее научного обоснования, не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой области. По этой причине в данной главе книги оба комплекса вопросов, теоретические и практические, нами обсуждаются совместно, без уточнения того, к какой области они относятся.

    Практически психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психологической коррекцией. Но чаще всего, по крайней мере в работе практического психолога, психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка наличного психологического состояния человека.

    Точная психодиагностика в любом психолого-педагогическом научном эксперименте предполагает квалифицированное оценивание степени развитости психологических свойств. Как правило, это те свойства, закономерные изменения которых предполагаются в гипотезах, проверяемых в этом эксперименте. К примеру, проблемой научного психологического исследования

    Глава 1. Введение в психодиагностику

    могут быть некоторые особенности мышления человека — такие, относительно которых утверждается, что они существуют и изменяются по некоторым законам или определенным образом зависят от различных переменных. В любом из этих случаев требуется точная психодиагностика соответствующих интеллектуальных свойств, ориентированная, во-первых, на прямое доказательство их существования, во-вторых, на демонстрацию постулированных закономерностей их изменения, в-третьих, на показ того, что они действительно зависят от тех переменных, которые фигурируют в гипотезе.

    Нельзя обойтись без точной психодиагностики и в прикладных исследованиях, так как в любых подобного рода экспериментах необходимо достаточно убедительное доказательство того, что в результате нововведений действительно и в нужном направлении изменяются оцениваемые психологические особенности.

    Специалист, занимающийся психологическим консультированием, прежде чем давать какие-либо советы клиенту, должен поставить правильный диагноз, оценить суть психологической проблемы, волнующей клиента. При этом он опирается на результаты индивидуальных бесед с клиентом и наблюдения за ним. Если психологическое консультирование представляет собой не разовый акт, а серию встреч и бесед психолога с клиентом, в ходе которых психолог не ограничивается советами, а практически работает с клиентом, помогая ему решать свои проблемы и одновременно контролируя результаты своей работы, то дополнительно возникает задача осуществления «входной» и «выходной» психодиагностики, т.е. констатации положения дел в начале консультирования и по завершении работы с клиентом.

    Еще более настоятельной, чем в процессе консультирования, психодиагностика является в практической психокоррекцион-ной работе. Дело в том, что убедиться в эффективности предпринятых психокоррекционных мер в данном случае должен не только психолог или экспериментатор, но и сам клиент. Последнему нужно иметь доказательства того, что в итоге проведенной совместно с психологом работы в его собственной психологии и поведении действительно произошли важные позитивные перемены. Это необходимо делать не только для того, чтобы заверить

    Часть I. Психологическая диагностика

    клиента в том, что он не зря потратил время (и деньги, если работа платная), но и для того, чтобы усилить психокоррекцион-ный эффект воздействия. Известно, что вера в успех — один из важнейших факторов эффективности любого терапевтического воздействия. С точной психодиагностики наличного состояния дел должен начинаться и ею же заканчиваться любой психокор-рекционный сеанс.

    Кроме названных областей научной и практической психологии, психодиагностика применяется и в других ее отраслях, например в медицинской психологии, в патопсихологии, в инженерной психологии, в психологии труда — словом, везде, где требуется точное знание степени развития тех или иных психологических свойств человека.

    Во всех описанных случаях научная и практическая психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие:

    1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.
    2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.
    3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.
    4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

    Все четыре перечисленные задачи в практической психодиагностике решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования. Причем практически во всех случаях, за исключением качественного описания результатов, требуется владение методами количественного анализа, в частности той математической статистикой, элементы которой были представлены во втором разделе книги.

    Итак, психодиагностика есть достаточно сложная область профессиональной деятельности психолога, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть психолог-диагност, настолько

    Глава 1. Введение в психодиагностику

    ширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что психодиагностика рассматривается как особая специализация в работе профессионального психолога. И действительно, там, где подготовка практических психологов ведется давно и успешно, в США, например, принято, что специалистов в этой области готовят из числа лиц с высшим психологическим, в исключительных случаях — педагогическим, образованием на двухгодичных спецфакультетах практических психологов при университетах. Выпускники этих факультетов получают одну из следующих специализаций: психодиагностика, психологическое консультирование и психокоррекция. Только наличие диплома о высшем специальном образовании дает им юридическое право заниматься практической психодиагностикой. Заметим, что в этом перечне специализаций психодиагностика не случайно находится на первом месте. Без нее не может обойтись ни один специалист-психолог любого профиля, если он имеет дело не только с теорией.

    Разделение специализаций в профессиональной подготовке соответствует сложившемуся разделению труда между практическими психологами. Одни из них по преимуществу занимаются психодиагностикой, другие — психологическим консультированием, третьи — психологической коррекцией. Только такое, достаточно четкое разделение труда и последующая глубокая специализация в своей области, включающая как дополнительные теоретические знания, так и практику, позволяет достичь высокого уровня профессионализма, в том числе в области психодиагностики, где он особенно необходим. Из-за ошибок в психодиагностике, чаще всего связанных с отсутствием профессионализма, сводятся на нет результаты как экспериментальной, так и консультативной психокоррекционной работы.

    В этой связи к работе психодиагноста и к используемым им методам психодиагностики предъявляется ряд довольно строгих требований. Они будут подробнее рассмотрены далее, а сейчас остановимся на необходимости овладения теоретическими и практическими знаниями.

    Научные знания психодиагноста включают в себя основательное знакомство с теми психологическими теориями, на которых основываются используемые им психодиагностические методы

    ______________ Часть I. Психологическая диагностика _____________

    и с позиций которых производятся анализ и интерпретация полученных результатов. Если, к примеру, такими методами являются проективно-личностные тесты, то для компетентного и профессионального их использования необходимо быть хорошо знакомым с основами психоаналитической теории личности. Если же это тесты, измеряющие или оценивающие черты личности человека, то для их профессионального использования необходимо знать общепсихологическую теорию черт личности. Знание только частной методики недостаточно для профессиональной работы в области психодиагностики, так как может привести к серьезным психодиагностическим ошибкам.

    Обратимся к иллюстрации. Известный Миннесотский Многофакторный Личностный Опросник (сокращенно — MMPI) был создан, валидизирован и нормирован на выборках людей, имеющих различные психологические нарушения. На практике он чаще всего с успехом используется именно для клинической диагностики личности, т.е. для установления того, насколько изучаемый человек отличается от нормы в медицинском значении этого слова — нормален он или ненормален в психологическом отношении, здоров или болен. Однако эти особенности и тонкости в описаниях данного теста чаще всего отсутствуют. Профессионально не подготовленный человек может решить, что тест представляет собой общепсихологический личностный тест и позволяет оценивать у человека уровень развития любых качеств, в том числе необходимых для занятий различными видами деятельности. Возникает заманчивая идея использования этого теста в целях определения профессиональной пригодности человека, скажем, к занятию руководящей должности. Группа работающих руководителей или претендентов на эти места исследуется с помощью теста MMPI, полученные показатели сравниваются с нормами, и если они находятся на уровне этих норм или превосходят их, то делается вывод о профессиональной пригодности тестируемого человека. Все было бы хорошо, если бы не одна незаметная для непрофессионала, но очень существенная для специалиста деталь: норма здесь отражает состояние здоровья чело века, а не профпригодность, тем более к руководящей работе. И получается казус: любого психически здорового человека при-

    Глава 1. Введение в психодиагностику

    знают профессионально пригодным к руководящей работе, а остальное будто бы не в счет.

    Пожалуй, основное требование, которому должен соответствовать профессионал-психодиагност, — это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах. Без этого, как и без специальных теоретических знаний, практическая психодиагностика на высоком уровне неосуществима. Во-первых, потому, что большинство психодиагностических тестов представляет собой бланковые методики, включающие перечень вопросов, обращенных к сознанию человека. И если испытуемый не будет психологически открыт и не будет доверять психологу, то не станет искренне отвечать на соответствующие вопросы. Если же, кроме того, он почувствует недоброжелательное к себе отношение, то вообще не станет отвечать на соответствующие вопросы или предложит такие ответы, чтобы со своей стороны досадить экспериментатору.

    Следующее, не менее важное требование — доскональное знание самих психодиагностических методик и условий их правильного применения. Этим требованием нередко пренебрегают, не придавая серьезного значения глубокому знакомству с методиками и их апробации. Нередко профессиональные психологи, начинающие пользоваться новыми тестами, не представляют, что для овладения ими на профессиональном уровне требуются недели, иногда месяцы напряженной и непрерывной работы.

    Среди основных требований, которым должны отвечать научно обоснованные методы психодиагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность. Эти требования рассмотрены во второй главе книги. Обращаясь к практическому использованию той или иной методики в психодиагностических целях, психолог должен иметь четкое представление о том, в какой мере избранная им методика отвечает перечисленным критериям. Без такого представления он будет не в состоянии определить, в какой мере можно доверять получаемым с ее помощью результатам.

    Кроме основных, есть и ряд дополнительных требований, предъявляемых к выбору психодиагностических методик.

    Во-первых, избираемая методика должна быть наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкой из тех, которые

    ______________ Часть I. Психологическая диагностика _____________

    позволяют получить требуемый результат. В этой связи простая опросная методика может быть предпочтительнее сложного теста.

    Во-вторых, избираемая методика должна быть понятной и доступной не только для психолога, но и для испытуемого, требующей минимума физических и психологических усилий на проведение психодиагностики.

    В-третьих, инструкция к методике должна быть простой, короткой и достаточно понятной без дополнительных разъяснений. Инструкция должна настраивать испытуемого на добросовестную доверительную работу, исключающую возникновение у него побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты, сделать их сомнительными. В ней, например, не должно быть слов, настраивающих испытуемого на определенные ответы или намекающих на ту или иную оценку этих ответов.

    В-четвертых, обстановка и другие условия проведения психодиагностики не должны содержать в себе посторонних раздражителей, отвлекающих внимание испытуемого от дела, изменяющих его отношение к психодиагностике и превращающих его из нейтрального и объективного в пристрастное и субъективное. Не допускается, как правило, чтобы во время проведения психодиагностики присутствовал еще кто-либо кроме психодиагноста и испытуемого, звучала музыка, слышались посторонние голоса и т.п.

    ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

    История современной психодиагностики начинается с первой четверти XIX в. т.е. с начала так называемого клинического периода в развитии психологических знаний. Этот период характеризуется тем, что ключевую роль в добывании и анализе эмпирических психологических знаний о человеке начинают играть врачи (до них этим занимались в основном философы и писатели). Врачей интересуют причины происхождения трудноизлечимых и распространившихся в те годы в развитых странах мира душевных заболеваний и неврозов. Врачи-психиатры начинают вести в клиниках Европы систематические наблюдения за

    Глава 1. Введение в психодиагностику

    больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений. В это время появляются такие методы психодиагностики, как наблюдение, опрос, анализ документов. Однако в целом психодиагностика в эти годы носит еще нестрогий, произвольный характер, что проявляется в различных выводах и умозаключениях, к которым приходят врачи, наблюдая за одними и теми же больными и изучая их с помощью одних и тех же методов. Это, в частности, происходит потому, что методы психодиагностики в то время носят еще качественный характер.

    Началом создания количественных методов психодиагностики следует считать вторую половину XIX в. — то время, когда под руководством выдающегося немецкого психолога В. Вундта была создана первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория, где в целях психодиагностики стали применять технические устройства и приборы. К этому же времени относится открытие основного психофизического закона, который, показав количественную связь между физическими и психологическими явлениями, ускорил создание средств количественной психодиагностики. Основной психофизический закон открыл возможность измерения психологических явлений, и это открытие привело к созданию так называемых субъективных шкал для измерения ощущений. В соответствии с этим законом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время, вплоть до конца XIX в. практическая психодиагностика ограничивалась измерением ощущений.

    Начальным периодом становления современных методов психодиагностики, касающихся основных психологических процессов, свойств и состояний человека, следует считать конец XIX —начало XX в. В это время весьма активно и не без участия профессиональных психологов развиваются те области теории вероятностей и математической статистики, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной психодиагностики. Большая часть тех методов первичной и вторичной статистической обработки экспериментальных данных, которые были описаны во втором разделе данной книги, появилась как раз в эти годы. Однако вначале математическую статистику стали применять не в психологии, а в других науках: в биологии, экономике, медицине и т.д.

    Часть I. Психологическая диагностика

    Несколько позднее началось создание специальных средств для количественной психодиагностики психологических явлений, например факторного анализа. Впервые он был использован для психодиагностики черт личности и уровня интеллектуального развития.

    Первое специальное психометрическое учреждение было создано в Англии выдающимся английским психологом Гальтоном. В 1884 г. он основал Антропометрическую лабораторию, одной из задач которой стало получение статистических данных о человеческих способностях. Посетители этой лаборатории имели возможность измерить свои способности, и через этот психометрический эксперимент прошло около 10 000 человек. Гальтон явился инициатором применения статистики в психологии, и ему принадлежит заслуга в разработке самих статистических методов. Именно Гальтон в 1877 г. предложил использовать в психологии метод корреляций. Гальтон привлек к сотрудничеству таких ученых-математиков, как Пирсон и Фишер, и они прославились в математической статистике не в последнюю очередь благодаря совместным работам с психологами. Фишер изобрел дисперсионный анализ, а другой английский ученый — современник Гальтона Спирмен — факторный анализ. Оба проявили себя и в психологии в не меньшей степени, чем в математике. Спирмен, в частности, вошел в историю психологии благодаря своей классической работе «Общий интеллект, объективно определенный и измеренный», опубликованной в 1904 г. Г. Айзенк и Р. Кет-тел впоследствии применили факторный анализ для психодиагностики черт личности.

    Один из первых статистически обоснованных тестов интеллекта разработал и опубликовал в 1905-1907 гг. французский ученый А. Бине. Позже с другим французским ученым Т. Симоном он усовершенствовал этот тест, который вошел в историю психодиагностики как тест Бине—Симона.

    Во второй половине 20-х годов текущего столетия стали появляться новые психологические, в том числе интеллектуальные и личностные, тесты, позволяющие производить психодиагностику различных процессов и свойств человека. Исторически последними среди психодиагностических средств количественно-

    Глава 1. Введение в психодиагностику

    го характера возникли и вошли в практику те, которые связаны с социально-психологическими исследованиями. Это социометрический тест, созданный американским психологом Я. Морено, и множество измерительных методик, разработанных группой американских социальных психологов — учеников и последователей К. Левина, немецкого психолога, эмигрировавшего в годы фашизма в США.

    На 50—60-е годы XX в. приходится основное количество разнообразных психодиагностических методик. Это были годы наибольшей психометрической активности ученых-психологов.

    Заметим, что в немалой степени созданию и разработке психодиагностики способствовал общий кризис психологической науки, возникший как раз на рубеже XIX и XX столетий. Он отчетливо выявил недостатки старой, интроспективной психологии, связанные в первую очередь с отсутствием научно обоснованных средств точной психодиагностики, особенно таких сложных явлений, как способности, интеллект и личность. Разработка соответствующих методов явилась началом выхода психологии из состояния кризиса, так как вновь созданные методы позволяли получать не умозрительные и субъективные, а точные и объективные знания о психологических процессах, свойствах и состояниях человека. Такие знания были гораздо более надежным основанием для теоретических обобщений и практических рекомендаций, чем умозрительные заключения, почти полностью базирующиеся на интроспекции. В результате довольно быстро психология обогатилась новыми, более надежными теориями и стала не только достойной академической, но и практически полезной наукой. Открылись широкие возможности для развития базирующихся на психодиагностике прикладных областей знаний, в том числе психологии труда, психофизиологии, инженерной и медицинской психологии, педагогической психологии.

    Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практических психологических знаний. Создано множество психодиагностических методик, число которых продолжает быстрыми темпами увеличиваться. Все более широкое применение в психодиагностике находят современные методы математики и физики, а также средства электронной психодиагностики, например ЭВМ.

    Часть I. Психологическая диагностика

    В некоторых странах мира, например в США, в Германии, предпринимались попытки комплексной систематизации и изложения психодиагностических методов в ряде многотомных научных и практических изданий. Аналогичные попытки в последние годы появились и в России, однако без единой концепции и должной научной основы. Под концепцией в данном случае понимается наличие достаточно обоснованной, детально продуманной системы, которую можно было бы положить в основу классификации психодиагностических методик. Под научным обоснованием понимается наличие большого, теоретически обобщенного опыта квалификации психодиагностических методик, оценки их состоятельности, сильных и слабых сторон. Публикуемые в настоящее время методики, как правило, не сопровождаются данными, указывающими на то, каким образом они проверялись и в какой степени соответствуют принятым критериям научности.

    Это не формальное требование. К сожалению, ситуация такова, что многие психодиагностические методики, в том числе те, которые публикуются под авторством психологов и от имени известных психологических учреждений в России и ближнем зарубежье, не всегда полностью соответствуют указанным требованиям. В этой связи достаточно сослаться всего лишь на два примера.

    Пример 1. Опубликованный, многократно размноженный через печать и широко применяемый на практике детский вариант интеллектуального теста Векслера на поверку оказывается недостаточно валидным, и это произошло из-за утраченного за последние годы профессионального контроля со стороны общества психологов и государства за качеством публикуемых материалов.

    Пример 2. Не менее известный специалистам личностный тест Кеттела, оказывается, существует и распространяется в печатном виде в нескольких различных вариантах (что само по себе уже вызывает недоумение), большая часть которых не отвечает требованиям, предъявляемым к тестам. В силу этого данный тест в той его форме, которая представлена в большинстве подобных публикаций, оказывается недостаточно валидным и надежным измерительным инструментом,

    Правда, с возрождением Российского общества психологов и других общественных организаций профессиональных психологов, которые добровольно берут на себя функцию контроля за качеством публикуемой методической продукции, положение дел начинает улучшаться.

    ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

    Практическая психодиагностика — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психо-логический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъявляют ряд социально-этических требований. Часть из них включена в этический кодекс практического психолога, с которым читатель мог познакомиться во второй книге учебника («Психология образования», глава 28), другие требуют дополнительного обсуждения. Среди них — соблюдение тайны психодиагностики, научная обоснованность психодиагностических методик, ненанесение ущерба обследуемым, открытость для них результатов обследования, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций. Представим и рассмотрим все эти требования в виде принципов психодиагностики.

    Принцип соблюдения тайны психодиагностики предполагает неразглашение ее результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика. Этот принцип прежде всего касается совершеннолетних людей. Если речь идет о несовершеннолетних, например о детях до старшего школьного возраста, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность за детей. Исключение составляют лишь случаи, когда пси-

    Часть I. Психологическая диагностика

    ходиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае, как правило, не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

    Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять1.

    Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается психодиагностике. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов психодиагностики для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.

    Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами.

    Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Не разрешается, например, предлагать человеку такие практические рекомендации из результатов тестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям.

    К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования. Основные из них — следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения,

    1 Более подробно эти и другие принципы проверки научной обоснованности психодиагностических методик будут рассмотрены в следующей главе книги.

    Глава 1, Введение в психодиагностику

    наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик.

    Каждая психодиагностическая методика не возникает на пустом месте, она появляется и развивается на базе некоторой психологической теории того объекта, для диагностики которого предназначена. Тесты интеллекта, например, опираются на научные представления о его природе, структуре, значении и жизненных проявлениях. Тесты личности исходят из определенной теории личности, включающей в себя ее научное определение, понимание структуры, развития и признаков, по которым можно объективно судить о личности данного человека. Каждая психодиагностическая методика обогащена и одновременно обеднена (ограничена) той теорией, которая с ней связана. Зная соответствующую теорию, можно в рамках данной теории делать далеко идущие выводы об изучаемом объекте, нередко выходящие за пределы того, что непосредственно диагностируется. Например, если согласно некоторой теории личности одна ее черта тесным образом связана с другой, то, осуществив психодиагностику одной из этих черт, можно достоверно судить и о степени развития другой. Но той же теорией, лежащей в основе психодиагностической методики, нередко весьма ограничивается интерпретация ее результатов. Такой, например, метод исследования личности, как Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ), опирающийся на психоанализ Фрейда, допускает научно обоснованные выводы и интерпретацию результатов тестирования личности только в рамках данной теории, а не, скажем, гуманистической или факторной теории черт.

    Обязательным в той связи для правильного применения любого психодиагностического метода является знание теории, на которую он опирается. Без этого психодиагност может совершить серьезные ошибки в анализе, интерпретации и выводах из результатов обследования людей.

    Доскональное владение методикой предполагает умения и навыки, касающиеся процедуры предъявления методики испытуемым, анализа и интерпретации данных. Ни один психологический тест нельзя использовать до тех пор, пока исследователь все это хорошо не усвоил и хотя бы раз не проверил данный тест на

    Часть I. Психологическая диагностика

    самом себе или на другом человеке. Очень важно также знание правил применения психодиагностической методики, соблюдение которых позволяет получать достоверные результаты, а нарушение ведет к серьезным ошибкам. Каким бы хорошим сам по себе ни был тест, при его применении обязательно необходимо учитывать ситуацию, индивидуальные особенности испытуемых, их наличное состояние и многие другие релевантные психодиагностике факторы.

    Немаловажное значение имеет достаточный опыт практического применения соответствующей психодиагностической методики. В особенности это касается проективных и ряда других методик, использующих контент-анализ, интуитивные или нестандартные процедуры анализа и интерпретации результатов, зависящие от экспериментатора, его состояния. Опыт применения таких психодиагностических методик должен быть непрерывным, так как длительные перерывы в использовании методики ведут обычно к утрате необходимых знаний, умений и навыков и к снижению качества работы с ней.

    Обязательным ли для психодиагноста является наличие базового психологического образования, соответствующего диплома? Однозначный ответ на этот вопрос в данное время дать невозможно.

    Источники: allrefs.net, festival.1september.ru

    Категория: Образцы характеристик | Добавил: levshvlad (14.06.2015)
    Просмотров: 1655 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar