Суббота, 27.04.2024, 00:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 466
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Примеры заявлений и ходатайств

Главная » Статьи » Создание и управление бизнесом

Решение о проведении выездной налоговой проверки образец

1. Основание проведения выездной налоговой проверки

Основанием проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Образец решения о проведении выездной налоговой проверки приведен в Приложении N 6 к настоящему Пособию.

В п. 2 ст. 89 НК РФ установлено, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 89 НК РФ.

При этом решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном ст. 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 83 НК РФ Минфин России вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.

Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н утверждены Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, по которым постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Приказом ФНС России от 26.04.2005 N САЭ-3-09/178@ утверждена форма N 9-КНУ "Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика".

Приказом МНС России от 16.

04.2004 N САЭ-3-30/290@ "Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях" утверждены Критерии отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях.

Внимание! Организации, отношения с которыми могут в соответствии со ст. 20 НК РФ оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, имеющей показатели, указанные в разд. I Критериев, относятся к категории крупнейших налогоплательщиков и подлежат администрированию на уровне, соответствующем уровню администрирования взаимозависимого с ними налогоплательщика, имеющего показатели, указанные в разд. I Критериев.

Норма НК РФ о том, что решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном ст. 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, является новой в данной статье.

Кроме этого, в п. 2 ст. 89 НК РФ зафиксировано, что самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Назначение выездной налоговой проверки

Основанием для проведения проверки является решение, подписанное либо руководителем налогового органа, либо его заместителем (ст. 89 НК РФ).

Ст. 89 НК РФ говорит о том, что форма решения разрабатывается и утверждается МНС России. Эта форма установлена Приложением № 1 к Порядку назначения выездных налоговых проверок, утверждённому приказом МНС России от 8 октября 1999 г. № АП316/318 (зарегистрирован в Минюсте России 15 ноября 1999 г. № 1978). Согласно Приложению № 1, в решении указываются:

– наименование налогового органа, номер и дата решения

– наименование налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), у которого назначается проверка, и его ИНН (в случае назначения выездной проверки филиала или представительства помимо наименования самой организации указывается наименование филиала или представительства и вод причины постановки на учёт по месту его нахождения)

– период, за который проводится проверка, и вопросы, подлежащие выяснению (виды налогов, по которым проводится проверка)

– должности и классные чины либо специальные звания всех без исключения лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе привлекаемых к проверке сотрудников федеральных органов налоговой полиции и иных правоохранительных и контролирующих органов.

От того, насколько правильно заполнены данные реквизиты, зави сит в конечном итоге, правомерность проведения выездной проверки и полномочность членов проверяющей группы.

НК РФ устанавливает ряд ограничений на проведение выездных на логовых проверок:

Несоблюдение данных ограничений 33 является основанием воспрепятствования налогоплательщиком проведению выездной проверки (например, назначение повторной выездной проверки) либо основанием для предъявления налогоплательщиком иска о признании недействительным принятого по результатам проверки решения.

Есть некоторые некорректность формулировок данных НК РФ. Например, налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года, непосредственно предшествующие году проведения проверки. Получается, что невозможно провести проверку за отчётные периоды текущего года. Или запрещение проведения двух и более выездных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Что понимать под периодом не ясно. Наверно, речь идёт о налоговом периоде. Очевидно, что при жёсткой регламентации всех норм требуется и чёткость соответствующих формулировок.

Период, указанный в решении о проведении выездной проверки, не должен выходить за пределы трёх лет, предшествующих году прове дения, и не должен включать уже проверенные по тем же налогам пе риоды. В противном случае налогоплательщик имеет право оспорить за конность проводимой проверки.

п»ї

При формулировании подлежащих проверке вопросов должны ис ключаться налоги, которые уже подвергались проверке в данном периоде. Формулировка по вопросам проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах означает проведение комплексной проверки по всем видам налогов и сборов, уплачиваемых налогоплательщиком. После та кой проверки в отношении данного налогоплательщика могу быть проведены

выездные проверки только по налогам, которые имеют короткий налоговый период (квартал, месяц), причём не ранее начала следующего налогового периода по этим налогам. При проверке по отдельным видам налогов в решении должна присутствовать формулировка следующего рода: по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и пе речисления (наименование налогов и сборов).

Если выездная проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией проверяемой организации решение об её проведении принимается по форме Приложения № 2 к Порядку назначения выездных проверок. Она отличается от формы Приложения № 1 только указанием на причины проведения проверки (реорганизация или ликвидация), которая снимает ограничения на периодичность проверок и их повторность. Выездная проверка, осуществляемая в порядке контроля, осуществляется на основании мотивированного постановления (ст. 87 НК РФ) руководителя вышестоящего налогового органа или его заместителя (форма постановления установлена Приложением № 3 к Порядку назначения выездных налоговых проверок). Постановление должно содержать ссылку на обстоятельства, послужившие основой для назначения проверки (п. 4 Порядка назначения выездных налоговых проверок). Од нако (исходя из утверждённой формы) речь здесь идёт лишь о ссылке на то, что повторная проверка проводится в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа и какого именно.

Изменение состава проверяющей группы оформляется путём при нятия решения (постановления) о внесении дополнений или изменений в ранее принятое решение (постановление). Форма установлена Приложе ниями № 4 и № 5 к Порядку назначения выездных проверок. Они введены утвержденным приказом МНС России от 7 февраля 2000 г. № АП316/34 (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2000 г. регистраци онный номер 2159) Дополнением № 1 к указанному Порядку. Необхо димость введения вызвана тем, что налогоплательщик должен допускать на свою территорию только тех лиц, которые прямо указаны в решении о назначении выездной проверки. Принятие же нового решения о назна чении проверки при изменении состава проверяющей группы можно расценивать как назначение повторной проверки (которая НК не допускается). Поэтому единственный выход – это внесение изменений в ранее принятое решение (постановление).

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому грамотно сделанные прогнозы Forex могут сделать Тебя безумно денежным.

Согласно п. 5 указанного Порядка, изменение в ранее принятое решение (постановление), вносится только в отношении состава проверяющей группы. Если в ходе тематической проверки по какомулибо виду налогов появляется необходимость проверки налогов, не включён ных в решение о проведении проверки, то должно выноситься решение о назначении новой выездной налоговой проверки по этим налогам (с учё том установленных НК РФ ограничений).

п»ї

Срок проведения выездной проверки включает в себя только вре мя фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). В него не включаются периоды между вручением налогоплательщику требования о предоставлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов (ч. 2 ст. 89 НК РФ). Форма требования установлена Приложением № 2 к Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. № 60 О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сбо рах.

Пункт 1.10.2 (абз. 13) этой Инструкции предусматривает возможность приостановления выездной проверки на основании мотивирован ного решения руководителя (его заместителя) налогового органа, назна чившего проверку. Предоставление такой возможности, в первую очередь, необходимо налоговым органам для пресечения злоупотреблений налогоплательщиков установленными НК РФ ограничениями на сроки проведения выездной проверки. Очевидно, что без этого внезапная болезнь или срочная служебная командировка должностных лиц про веряемой организации могут продолжаться до окончания сроков проведения проверки, а также существенно повлиять на качество проводимой проверки. Причиной приостановления проверки могут быть и обстоятельства, связанные с налоговым органом (например, болезнь участвующих в проверке сотрудников или привлечение их для выполнения срочных внеплановых заданий).

Возможность приостановления выездной проверки с продлением сроков её проведения на время приостановления НК РФ прямо не предусмотрено, хотя в принципе и не противоречит ему. Согласно НК ограни чивается время фактического пребывания проверяющих на территории налогоплательщика, но ведь на время приостановления проверки прове ряющие утрачивают право доступа на данную территорию.

Учитывая процессуальную важность решения о приостановлении выездной проверки (для определения предельных сроков её проведения), оно должно содержать:

– дату и номер решения

– наименование проверяемого налогоплательщика с указанием его ИНН

– обоснование необходимости приостановления выездной провер ки

– срок, на который приостанавливается проверка (исходя из общих принципов определения процессуальных сроков, установленных НК, данный срок может определяться как точной календарной датой, так и указанием на конкретное событие, которое обязательно должно наступить, или временным периодом)

– отметку об ознакомлении налогоплательщика с данным решени ем.

Письмо МНС РФ от 7 сентября 1999 г. № АС616/705@ О порядке представления управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации запросов на продление сроков проведения выездных налоговых проверок устанавливает основания для продления сроков проведения выездных проверок:

– проведение проверок крупных налогоплательщиков

– необходимость проведения встречных проверок и (или) направ ления запросов в организации и учреждения, располагающие информацией о налогоплательщике

– наличие форсмажорных обстоятельств на территории, где проводится проверка (затопление, наводнение, пожар и т.п.)

– иные исключительные обстоятельства.

Очевидно, что данный перечень может использоваться при продле нии сроков управлениями МНС России по субъектам РФ по запросам территориальных инспекций МНС России. Перечень является открытым и может быть дополнен обстоятельствами, которые проводящий проверку налоговый орган сочтёт исключительными. Признание обстоятельств исключительными относится к компетенции вышестоящих налоговых орга нов, принимающих решение о продление сроков. При этом данные обстоятельства должны иметь столь же значительный или экстремальный характер, что и обозначенные в Письме.

Решение о продлении сроков проверки должно быть принято и предъявлено налогоплательщику до истечения двухмесячного срока проведения проверки. В связи с этим, запрос проводящего проверку на логового органа должен быть отправлен заблаговременно. Письмо также установило, что соответствующие запросы с обоснованием необходимости продления сроков, подписанные руководителем либо его заместите лем органа, проводящего проверку, должны быть направлены в МНС не позднее чем за 10 дней до истечения двухмесячного срока. Если запрос направляется в более поздний срок, то в нём должны быть объяснения причин задержки.

Правила поведения при выездных налоговых проверках

С чего все начинается

Налоговые органы имеют право наряду с камеральными проводить выездные налоговые проверки. Такое право законодательно установлено и шаги реализации этого права достаточно детально расписаны в Налоговом Кодексе Российской Федерации (Далее по тексту будем сокращенно называть его НК РФ, не путать с Республикой Фиджи).

Сама по себе выездная налоговая проверка относится к мероприятиям налогового контроля, в которых помимо ВНП (выездной налоговой проверки), еще есть камералки (камеральные налоговые проверки) и встречки (встречные налоговые проверки), опросы свидетелей и другие мероприятия налогового контроля.

Давайте подробнее разберем именно выездную налоговую проверку, как самую интересную, с точки зрения налогового права, так и самую волнительную, с точки зрения проверяемой организации процедуру налогового контроля. В этой статье я постараюсь избегать, непривычных слуху простого обывателя среднего и малого бизнеса, юридических формулировок или прямых выдержек из Налогового Кодекса (написанного достаточно сухим и скучным языком).

Сначала я буду описывать, как процедура выездной налоговой проверки должна осуществляться налоговиками, а потом давать пояснения.

Выход на предприятие

Итак, документами, которыми руководствуется налоговый орган при проведении проверки является федеральный закон, в данном случае он представлен в виде Налогового кодекса, а также локальными документами, в данном случае Регламентом проведения выездной налоговой проверки. В свободном доступе регламент не найти (ну или почти не найти), так как он для служебного пользования и предназначен только для сотрудников налоговых инспекций, проводящих выездные налоговые проверки, так называемый документ дсп. Ссылаться на него, во время проведения проверки налоговые органы не могут, хотя иногда это делают в устных заявлениях.

Зачастую сотрудники налогового органа, которым поручено проведение проверки, выходят на предприятие с подписанным начальником налоговой инспекции (зам.начальником) Решением

«О проведении выездной налоговой проверки» и Требованием

«о предоставлении документов/информации», которое нужно заметить, обычно содержит в себе большой перечень истребуемых документов. (по ссылкам вы можете скачать примеры решений и требований, которые составлены налоговыми органами).

Прежде всего, хотелось бы напомнить о правах налогоплательщика. Организация, как налогоплательщик, должна начинать взаимодействие с должностными лицами инспекции, только после предоставления ими своих служебных удостоверений. Запомните очень важный совет, который в дальнейшем поможет вам: ВСЕГДА начинайте общаться с сотрудниками налоговых оганов, только после представления ими служебных удостоверений. И лишь затем они должны показать оригинал решения о проведении выездной налоговой проверки и вручить представителю проверяемой организации копию. Решение о проведении выездной налоговой проверки, должно быть подписанно либо Начальником налоговой инспекции либо его Заместителем, либо его исполняющим обязанности.

Для общения с налоговиками, если вы не являетесь руководителем или бухгалтером организации понадобится доверенность

на представление интересов. (скачать образец доверенности для представления интересов в налоговых органах вы можете перейдя по ссылке, указанной в сноске). Достаточно обычной доверенности, заверенной печатью и подписью руководителя организации, где вы работаете. Нет необходимости представлять нотариально заверенную доверенность.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

В решении должно быть указано: дата решения (именно с этой даты и начинается исчисляться срок проведения проверки), период проведения проверки (за этот период налоговый орган имеет право истребовать документы), проверяемые налоги (обычная практика, когда пишут по всем налогам и платежам), состав проверяющих (не забудьте потом сверять их фамилии с фамилиями, указанными в служебных удостоверениях).

Одновременно с решением о проведении выездной налоговой проверки инспектора, скорее всего вручат вам требование «о предоставлении документов».

Требование «о предоставлении документов».

Требование «о представлении документов» выставляется в соответствии со ст.93 НК РФ и представляет из себя документ, содержащий ссылки на правовые нормы (опять же как минимум ст.93 НК РФ), сроки предоставления, перечень необходимых документов/информации, которые потребовались налоговому органу, ссылку на ответственность, предусмотренную в случае непредоставления документов. Требование должно быть подписано должностным лицом, проводящим проверку. Совсем не обязательно, что бы требование было написано на компьютере, нет - оно может быть написано и шариковой ручкой. Бывает, что инспектора выписывают требования прямо на предприятии.

Постановление о необходимости ознакомления с первичными документами

Последнее время налоговики стали вручать вместе с решением и требованием, Письмо «о необходимости ознакомления с первичными документами», в котором организации указывается на то, что она должна ознакомить проверяющих с первичными документами, и в случае если это не будет сделано, то налоговый орган воспользуется своим правом эти документы запросить в соответствии с п.93 НК РФ (требование о предоставлении документов).

Противозаконно или нет письмо «о необходимости ознакомления с первичными документами»?

По мнению автора этой статьи данное письмо и его вручение является незаконными действиями налоговых органов при проведении проверки, потому как его содержание, по смыслу подменяет целый ряд статей НК РФ и незаконно расширяет права налоговых органов, одновременно с этим ограничивая в правах проверяемую организацию. И вот на чем основываются мои выводы:

Пункт 93 НК РФ предусматривает для проверяющей организации, некие права, соблюдение которых гарантирует Федеральный закон, в лице того же самого Налогового Кодекса. К таким правам относится и сроки представления документов, а это 10 рабочих дней с момента вручения требования «о представлении документов» и право на продление сроков предоставления документов. А вручаемое налоговыми органами письмо, мало того, что нигде в законе не упоминается, так и полностью лишает проверяемую организацию прав. Кроме того оно полностью «развязывает» руки проверяющим. Появляется возможность шантажировать проверяемую организацию, что очень часто стало практиковаться - «Если не дадите этот документ прямо сейчас и сегодня, то запросим тогда все документы по требованию, даже если они нам и не нужны». Кроме того, в нашей практике случались случаи, когда сотрудниками налоговых органов, после предоставления им оригиналов первичных документов, незаконно изымались, а точнее попросту уносились в сумках и в личных вещах проверяющих.

Пока судебных решений по законности или незаконности использования данного письма нет, но в ближайшее время думаем обязательно появятся. Во всяком случае ООО «Юнион Профит Групп» приложит к этому максимум усилий.

Приостановление выездной налоговой проверки.

Итак, увлекательный и весьма познавательный, процесс выездной налоговой проверки, сотрудники налоговых органов проводят (де юрэ считаем, что должны проводить) в соответствии со ст.88 НК РФ. Во время проведения налоговой проверки налоговый орган имеет право приостанавливать выездную проверку и в 90% случаев этим правом воспользуется. Приостанавливать проверки налоговики имеют право на основании ___ статьи НК РФ. Делается это прежде всего для отправки запросов и требований о предоставлении информации (так называемых встречных требований). В банках и иных кредитных организациях обычно запрашивают выписки и ведомости движения по расчетному счету, как проверяемой организации, так и некоторых ее контрагентов. У контрагентов проверяемой организации могут запросить любую информацию и документы по взаимоотношениям с проверяемым налогоплательщиком. Делается это для того, что бы подтвердить у проверяемой организации вычеты по НДС, проверить правильность отнесения организацией расходов, своевременность и правильность формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и другим налогам и взносам.

Приостановление выездной налоговой проверки происходит на основании решения о приостановлении выездной налоговой проверки

Необходимо помнить, что общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Сроки проведения и продление сроков проведения выездной налоговой проверки.

Сроки проведения выездной налоговой проверки установлены ст.___ НК РФ и составляют два месяца. В некоторых случаях, по решению вышестоящего налогового органа может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях до шести. Что подразумевали законодатели под понятием особых, а уж теб более исключительных случаев никому не известно. Известно лишь то, что их можно трактовать весьма неоднозначно. И скорее всего они будут истрактованы не в сторону налогоплательщика.

Справка об окончании проверки и акт выездной налоговой проверки

По окончании выездной налоговой проверки, проверяемому налогоплательщику выдается справка об окончании выездной налоговой проверки

. Она представляет из себя напечатанное на фирменном бланке инспекции письмо. Дата справки и есть дата окончания проверки. Именно ее мы будем рассматривать и считать начальной точкой отсчета для исчисления разных сроков.

Акт выездной налоговой проверки

В течении месяца после окончания выездной налоговой проверки (даты справки об окончании проверки) налоговый орган должен вручить проверяемому лицу акт проверки, а точнее он будет называться «Акт выездной налоговой проверки». По своей сути акт это еще не совсем официальный документ, так как это своего рода «докладная записка» руководителю инспекции о найденных нарушениях. Но будьте уверены, что в основу будущего решения перейдет чуть ли не 99% текста из акта. (бывает даже с орфографическими и арифметическими ошибками).

Акт вручается под расписку либо руководителю, либо представителю по доверенности (о доверенности мы уже упоминали в начале нашей статьи). Нововведением 2011 года является то, что налоговики теперь обязаны вместе с актом передавать документы, на которые они в акте ссылаются. Это и акты опросов и ответы по встречным проверкам, и банковские выписки и другие документы.

Возражения на Акт выездной налоговой проверки?

После того, как организации вручен акт выездной налоговой проверки, у нее есть 10(15) рабочих дней на написание возражений

на акт выездной налоговой проверки. В возражениях организация вправе изложить все факты так как она их видит и частично или полностью не согласиться с доводами инспекции. Возражения пишутся в свободной форме на имя руководителя инспекции.

Рассмотрение возражений и вынесение решения по выездной налоговой проверке.

Согласно ст.___ НК РФ: В течении ____рабочих дней после получения возражений налогоплательщика руководитель налогового органа назначает рассмотрение возражений проверяемой организации и приглашает письменно представителей организации на рассмотрение возражений. Важно то, что если не приглашают на рассмотрение, то это нарушение прав, которое можно потом использовать для признания решения незаконным. Хотя на нашей практике такого не случалось.

Итак, что из себя представляет процедура рассмотрения возражений налогоплательщика: В помещение, расположенное на территории налогового органа приглашаются, помимо представителей организации, следующие должностные лица:

- Начальник юридического отдела

- Начальник отдела налогового аудита/досудебного урегулирования

- Начальник отдела выездных налоговых проверок

- Сотрудник проводивший проверку

Непосредственно либо заместитель либо сам руководитель налогового органа.

Вот в такой вот дружной и теплой компании, зачитываются краткие положения акта, и выслушиваются стороны для дачи кратких пояснений по сути вопроса, все это ведется под протокол «рассмотрения возражений налогоплательшика», который подписывается всеми сторонами по окончанию рассмотрения возражений. Обычно сторонам добавить больше, чем было написано в акте и в возражениях, нечего.

Вынесение решений по выездной налоговой проверке.

После рассмотрения возражений и составления протокола Руководитель налогового органа принимает Решение. Решение может быть в следующих вариантах:

Решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности Решение об отказе привлечения к налоговой ответственности Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Пусть вас не вводит в заблуждение формулировка «об отказе привлечения к налоговой ответственности», доначислить налоги могут и здесь, просто штрафовать по ст.122(126) НК РФ вашу организацию не будут.

Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля

Если у руководителя налогового органа, после рассмотрения возражений, возникли какие либо сомнения, либо он решил боллее тщательно проверить изложенные факты, то он в праве назначить дополнительные мероприятия налогового контроля.

Эти мероприятия проводятся также на основании письменного решения руководителя налогового органа. В этом решении указываются сроки проведения (по закону не больше 30 дней), причина их назначения, а также перечень мероприятий, которые будут проводиться. В налоговом кодексе, в ст.___ дается перечень мероприятий, которые могут проводится в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

По прошествии срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый орган приглашает представителей проверяемой организации для рассмотрения результатов проведения мероприятий. По своей сути процедура аналогична рассмотрению возражений налогоплательщика и мы не будем на ней подробно останавливаться.

По результатам рассмотрения результатов дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый органв течении ____ дней должен вынести либо Решение «о привлечении к ответственности» либо Решение «об отказе к привлечению к налоговой ответственности».

Решение о привлечении к налоговой ответственности, Решение об отказе к привлечению к налоговой ответственности.

В не зависимости о привлечении либо к не привлечении к ответственности. В решении в обязательном порядке должно быть указано следующее: Дата и номер решения, период проведения проверки, налоги, которые подвергались проверки, состав проверяющих, а также факты подтверждающие нарушения и другие доводы налогового органа свидетельствующие о нарушении проверяемой организации. Выводы, предложения и решения. По результатам может быть решено доначислить неуплаченные налоги, уплатить пени на дату вынесения решения, а также оплатить штрафные санкции.

Штрафными санкциями могут быть как штрафы по 122(126) ст. НК РФ за непредставление (представление не в срок) истребуемых, в ходе проведения проверки, документов, так и штрафы по 122(126) статье НК РФ за неуплату/неполную/несвоевременную уплату налогов в размере 20% от доначисленных сумм.

Вместо послесловия.

В данной статье мы вкратце постарались изложить процесс проведения выездной налоговой проверки и сопутствующие ей мероприятия и документы. Конечно же, сама технология работы может быть в разных инспекция поставлена по разному, но основные моменты останутся такими, какими мы изложили в этой статье. Надеемся, что она будет полезной и позволит организации быть более осведомленной о выездных налоговых проверках организаций.

ООО «Юнион Профит Групп»

http://unionprofit.ru

Томилин Роман Витальевич

За какой период проверяет налоговая

Статьи по теме:

Организации, индивидуальные предприниматели периодически подвергаются проверкам со стороны налоговых инспекторов, которые в силу своей служебной деятельности обязаны контролировать правильность подсчета и перечисления налоговых платежей в бюджеты разных уровней. Порядок организации и проведения проверки жестко регламентирован налоговым законодательством, любые отступления от данной процедуры могут стать причиной отмены решения, выносимого по результатам проверочной деятельности. Одним из обязательных элементов такой регламентации является ограничение максимального периода, за который может проводиться проверка правильности подсчета и уплаты налогов. Названный период определяется видом налоговой проверки, которая реализуется в конкретном случае.

Временные ограничения при камеральной проверке

Срок проведения выездной налоговой проверки.

Порядок проведения выездной проверки

Выездные налоговые проверки

Порядок проведения выездной налоговой проверки, а также требования к документам, принимаемым налоговым органом, определены в ст. 89 НК РФ. Пунктом 1 данной статьи установлено, что такая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если у проверяемого лица нет возможности предоставить помещение, выездная проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. При этом согласно позиции Конституционного Суда, озвученной в Определении от 08.04.2010 N 441-О-О, это не означает, что такая проверка по своим параметрам и предназначению совпадает с камеральной налоговой проверкой.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, по месту жительства физического лица или по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2 ст. 89 НК РФ). Его форма утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. При этом данное решение должно содержать следующие сведения:

- полное и сокращенное наименования либо Ф.И.О. налогоплательщика

- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежат проверке

- периоды, за которые она проводится

- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается ее проведение.

Проверка может проводиться по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ).

По общему правилу может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено соответствующее решение (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период налоговики проводить не вправе (п. 5 ст. 89 НК РФ). Также в отношении одного налогоплательщика нельзя проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. Нужно иметь в виду, что при определении количества выездных проверок не учитываются самостоятельные выездные проверки филиалов и представительств налогоплательщика.

В силу п. 6 ст. 89 НК РФ она не может продолжаться более двух месяцев. Если налоговый орган нарушит указанный срок, суд может признать, что акт проверки получен налоговым органом вне процедуры ее проведения. Срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях - до шести месяцев, что подтверждается Приказом ФНС России N САЭ-3-06/892@. Основаниями для этого могут являться:

- проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших

- получение в ходе проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у проверяемого нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки

- наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и др.) на территории, где проводится проверка

- проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений (4 и более подразделения - до четырех месяцев менее 4 - до четырех месяцев, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на них, составляет не менее 50% от общей суммы налогов (аналогично и по стоимости имущества) 10 и более подразделений - до шести месяцев)

- непредставление проверяемым лицом в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов (в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования), необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки

- иные обстоятельства (например, длительность проверяемого периода, объем проверяемых и анализируемых документов и др.).

Для продления срока проверки налоговики направляют в вышестоящий налоговый орган мотивированный запрос. Форма решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Следует отметить, если налоговым органом вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки, то возможность переноса даты ее начала для определения продолжительности проверки Налоговым кодексом и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена (Письмо ФНС России от 18.11.2010 N АС-37-2/15853). При этом в данном Письме отмечается также, что Налоговый кодекс не содержит и норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной налоговой проверки.

Выездная проверка филиалов и представительств .

Налоговый орган вправе осуществлять выездную проверку деятельности филиалов и представительств налогоплательщика (п. 7 ст. 89 НК РФ). Они могут проверяться в рамках общей выездной проверки налогоплательщика и самостоятельно. При этом их самостоятельную выездную проверку налоговый орган может проводить только по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. Также в отношении их нельзя проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Как и недопустимо проведение более двух проверок филиала или представительства в течение одного календарного года. Срок самостоятельной проверки филиала, представительства не может превышать один месяц, и возможности его продления Налоговый кодекс не предусматривает.

Приостановление проведения проверки .

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа имеет право приостановить проверку для (п. 9 ст. 89 НК РФ):

- истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ

- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ

- проведения экспертиз

- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по формам, утвержденным Приказом ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@. Нужно отметить, что приостановление проверки с целью истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого они истребуются. При этом решение должно содержать указания на конкретных лиц, у которых истребуются документы.

Общий срок приостановления проверки не может превышать шести месяцев. Если она была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение шести месяцев такая информация не была получена, срок приостановления может быть увеличен еще на три месяца. На период приостановления все действия налоговиков по истребованию документов также приостанавливаются, все уже истребованные подлинники документов возвращаются (за исключением тех, что получены в ходе проведения выемки), а также приостанавливаются действия налоговиков на территории проверяемого, связанные с данной проверкой.

Повторная выездная проверка .

Несмотря на запрет, установленный п. 5 ст. 89 НК РФ, в некоторых случаях Налоговый кодекс предусматривает возможность проведения повторных выездных проверок независимо от времени осуществления предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (п. 10 ст. 89 НК РФ). При ее проведении может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено такое решение.

Повторная выездная проверка может проводиться:

- вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку

- налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (в данном случае проверяется период, за который представлена уточненка).

Выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации .

Данная проверка может проводиться независимо от времени и предмета предыдущей проверки за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 11 ст. 89 НК РФ). Она является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной.

Знакомство с документами и осмотр помещений .

Во время проверки у налоговиков должна быть возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ). Необходимые документы могут быть истребованы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (требование может быть передано лично под расписку, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а если такими способами невозможно - по почте заказным письмом, которое считается полученным по истечении шести дней с даты его направления). На бумажном носителе документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий (п. 2 ст. 93 НК РФ). Данной статьей установлена возможность в некоторых случаях представлять документы и в электронном виде. Такая возможность появится у налогоплательщиков после разработки необходимых правовых актов и программного обеспечения (п. 2 Письма ФНС России от 03.09.2010 N АС-37-2/10613@).

Представить документы налогоплательщик должен в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования, а если это невозможно - в течение дня после получения требования письменно уведомить об этом налоговый орган с указанием причин, а также сроков, в течение которых проверяемое лицо может представить необходимые документы. В течение двух дней после получения данного уведомления налоговый орган вправе или продлить срок представления документов, или отказать в этом, о чем выносится отдельное решение.

Нужно помнить, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением, наказываемым в соответствии со ст. 126 НК РФ штрафом в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 4 ст. 93 НК РФ). Кроме того, при отказе или непредставлении в установленный срок документов налоговики вправе произвести их выемку в порядке, установленном ст. 94 НК РФ. Должностные лица организации-налогоплательщика также привлекаются к ответственности согласно ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

При этом есть один плюс для налогоплательщика. С 01.01.2010 налоговики не вправе повторно требовать те документы, которые ранее уже представлялись в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, а так же с подлинниками документов налоговики имеют право знакомиться только на территории налогоплательщики, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ (выемка).

При необходимости налоговики могут проводить инвентаризацию имущества, а также осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий в порядке, установленном ст. 92 НК РФ. В частности, осмотр проводится в присутствии понятых с участием проверяемого лица (или его представителя), а также специалистов. В необходимых случаях производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов и т.д. Об осмотре составляется протокол по форме, утвержденной Приказом ФНС России N ММ-3-06/338@. Отказ в осмотре помещений налоговиками грозит наложением административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 руб. (ст. 19.7.6 КоАП РФ).

В соответствии с п. 14 ст. 89 НК РФ, если у контролирующего органа будет достаточно оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится их выемка в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ. Данная процедура обязательно проводится согласно мотивированному постановлению, подписанному руководителем (его заместителем) налогового органа по форме, утвержденной Приказом ФНС России N ММ-3-06/338@.

Инспекция в случае судебного разбирательства должна будет доказать наличие у нее достаточных оснований (мотивов) для принятия постановления об осуществлении выемки документов у проверяемого лица.

Выемка документов в ночное время недопустима. Проводится она в присутствии понятых и лиц, у которых производится. В необходимых случаях приглашается специалист. Перед выемкой налогоплательщику еще раз предлагается выдать документы добровольно, а при отказе сделать это проверяющий имеет право для выемки самостоятельно вскрыть помещения или иные места, где могут находиться документы, избегая причинения повреждений запорам, дверям и другим предметам, не вызванных необходимостью (п. 4 ст. 94 НК РФ).

Обязательно должен быть составлен протокол с соблюдением требований ст. 99 НК РФ. Его копия передается лицу, у которого были изъяты документы. Изъятые документы и предметы должны быть перечислены и описаны в протоколе или прилагаемой к нему описи. Если копий недостаточно или есть опасность, что подлинники могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, налоговики могут изъять подлинники. При этом с них снимаются копии, которые заверяются проверяющими и передаются проверяемому (одновременно с изъятием или в течение пяти дней, если нельзя снять копии сразу). Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью проверяемого лица.

Оформление результатов проверки .

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющие обязаны составить справку по форме, утвержденной Приказом ФНС России N ММ-3-06/338@, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае уклонения от ее получения она направляется заказным письмом по почте (п. 15 ст. 89 НК РФ).

В течение двух месяцев со дня составления справки налоговым органом должен быть составлен акт налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России N САЭ-3-06/892@ (п. 1 ст. 100 НК РФ). Он подписывается лицами, проводившими проверку, и проверяемым лицом (его представителем). Если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, к акту прилагаются документы, подтверждающие данные факты (п. 3.1 ст. 100 НК РФ). При этом документы, полученные от проверяемого лица, к акту не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Данный акт должен быть вручен в течение пяти дней с даты его оформления проверяемому лицу (его представителю) под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 5 ст. 100 НК РФ). При уклонении проверяемого от его получения в акте делается соответствующая пометка, и документ направляется ему по почте заказным письмом, которое считается полученным на шестой день, считая с даты его отправки. В случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, проверяемое лицо вправе в течение 15 дней со дня его получения представить в налоговый орган письменное возражение по указанному акту в целом или по его отдельным положениям с приложением документов (их заверенных копий), подтверждающих обоснованность возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Источники: vse-uchebniki.com, www.market-pages.ru, taxblogger.ru, www.kakprosto.ru, studopedia.net

Категория: Создание и управление бизнесом | Добавил: levshvlad (19.06.2015)
Просмотров: 1414 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar